Киберфак – бесплатно скачать презентации PowerPoint, лекции, рефераты, шпоры, курсовые cyberfac logo
cyberfac.ru
На главную | Регистрация | Вход
  Статьи  
Главная » Статьи » Экономика » Общая экономика

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию

3. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через госбюджет, составляют главную экономическую силу современного государства. Отсюда столь пристальное внимание к налогам и бюджету и большое воздействие фискальной политики на всю жизнь современного общества.

Фискальная политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни, например, в период спада, и тогда ее  называют фискальной экспансией. Главными ее рычагами являются увеличение государственных расходов или/и снижение налогов.

Направленная на ограничение экономического бума, точнее, на борьбу с вызванной этим бумом инфляцией, фискальная политика называется фискальной рестрикцией. Она предполагает снижение государственных расходов или/и увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста и увеличения безработицы.

 

Государство и совокупный спрос

Подавляющая часть бюджетных расходов (государственные закупки, заработная плата так называемым бюджетникам, кредиты, ссуды и субсидии) обусловливает совокупный спрос. Их большой вес в нем позволяет государству воздействовать на весь совокупный спрос:

 

                                                 AD= C + I + G + X,                  (27.1)

 где AD — совокупный спрос; С— потребительский спрос; I— инвестиционный спрос частные инвестиции); G — спрос государства (государственные расходы); X— чистый экспорт.

На совокупный спрос правительство воздействует также через  налоги: чем выше их ставки, тем ниже размер располагаемых доходов в виде потребительского спроса домашних хозяйств и инвестиционного спроса предприятий. Однако налоги могут оставаться высокими безотносительно к их негативному воздействию на совокупный спрос, а просто потому, что фискальная функция Налогообложения может возобладать над регулирующей, что и происходит в России в 90-е гг.

 

Госбюджет, сбережения и инвестиции. Эффект вытеснения

В равновесной экономике сумма сбережений (S) должна быть равна сумме инвестиций (I), т.е. S=I(см. 4.3). Однако на практике ситуация обычно близка к такой, когда к сбережениям домашних хозяйств (S) прибавляются доходы госбюджета (они состоят преимущественно из налогов и поэтому обозначаются также буквой Т (taxes), а к частным инвестициям (I) добавляются государственные расходы (G), которые для экономики выполняют роль инвестиционных вливаний:

 

                                        S +T = I+ G.                            (27.2)            

 Если преобразовать это уравнение, то получим

                                          S – I = G - T.                         (27.3)

Эта преобразованная формула показывает, что разница между сбережениями и инвестициями равна разнице между государственными расходами и доходами, т.е. бюджетному дефициту. Говоря по-другому, если инвестиции оказываются меньше сбережений, то эта разница часто идет на покрытие бюджетного дефицита, обычно в виде государственных займов. Однако это та часть сбережений, которая могла бы быть частными инвестициями.

Другой негативный эффект от государственных займов известен еще больше. Он состоит в том, что в результате дополнительного спроса на сбережения повышается процентная ставка на рынке ссудного капитала, что ведет к сокращению частных инвестиций и соответственно к падению производства, экспорта и потребительских расходов. Возникает так называемый эффект вытеснения государственными займами частных инвестиций.

 

Госбюджет и динамика ВВП

Рост государственных расходов ведет к оживлению экономики — росту доходов и ВВП.

Рис. 27.1 демонстрирует, что при росте ВВП (Y) рост государственных доходов (Т) приводит к тому, что они со временем начинают превышать государственные расходы (G). В результате дефицит госбюджета, типичный для периода спада ВВП, превращается в профицит. Заметим, что размеры и дефицита, и профицита зависят от наклона линии Т, который обусловлен тем, насколько налоговые поступления в бюджет восприимчивы (эластичны) к изменениям ВВП.

 

 

 


 

 

Рис. 27.1. Изменение государственных доходов в зависимости от динамики ВВП

 

В свою очередь, указанная восприимчивость во многом зависит от силы так называемых встроенных стабилизаторов. Это прогрессивная система налогообложения, государственные трансферты малоимущим и тому подобные средства воздействия на доходы. Они не только уменьшают меру снижения и повышения совокупного спроса, но и смягчают циклические колебания в доходах госбюджета.

 

Налоги и совокупное предложение

Рис. 27.1 показывает, что в ходе экономического цикла автоматически может возникать дефицит бюджета (в фазе спада) и профицит (в фазе подъема). Для борьбы с дефицитом госбюджета и в целях оживления хозяйственной жизни сторонники экономики предложения предлагают снижать налоги. Они полагают, что более низкие ставки налогов не обязательно приведут к увеличению дефицита госбюджета из-за сокращения налоговых поступлений (как полагают кейнсианцы), а подъему производства (предложения) и спроса помогут обязательно. В качестве доказательства того, о снижение налоговых ставок оборачивается ростом налоговых вступлений в бюджет, приводится кривая Лаффера (см. рис. 7.3). Однако проблема состоит в том, что если это и происходит, то в долгосрочном периоде, а в краткосрочном периоде поступления догов в бюджет могут и снизиться.

  Отметим также, что косвенные налоги, в отличие от прямых, являются одним из встроенных стабилизаторов бюджета. В фазе спада, когда объем прибыли и других доходов обычно снижается больше, чем объем ВВП, также резко сокращается поступление прямых налогов. Что касается косвенных налогов, то объем сделок с товарами и услугами снижается заметно меньше, в результате чего поступления в госбюджет от НДС, налога с продаж, акцизов снижаются не в такой степени, как объем ВВП. Более того, косвенные налоги уменьшают и отрицательное воздействие инфляции на бюджет. Если прямые налоги дают в бюджет поступления в основном от тех доходов и имущества, размеры и цены которых растут обычно медленнее инфляции, то косвенные налоги базируются на тех товарах и сделках, цены которых не отстают, а иногда и опережают индекс -дефлятор ВВП.


К содержанию
Категория: Общая экономика | Добавил: Ni-Cd (27 Февраля 2009)
Просмотров: 2246 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Полезные материалы  

В нашем каталоге файлов можно найти много полезной информации. Также советуем заглянуть в каталог статей: в нем есть полезные статьи по темам: Экономика предприятия, Общая экономика, Финансы и Кредит, также Словарь терминов по экономике, Маркетинг, Бухучет и Мировая экономика
Также есть полезная страница Факультеты МИФИ, которая расскажет о том, какие есть в МИФИ факультеты.
Меню
 

Навигация
Общая экономика [190]
Экономика предприятия [59]
Словарь Терминов [27]
Мировая экономика [81]
Макроэкономика [10]
 

Поиск
 

Онлайн
Онлайн всего: 57
Гостей: 57
Пользователей: 0
 

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

 


2007 - 2024 © Ni-Cd. All Rights Reserved