Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию
1. Национальные и мировая валютные системы
Национальная валютная система — это форма организации денежных отношений, которая охватывает не только внутреннее денежное обращение, но и сферу международных расчетов страны. По мере развития международных экономических отношений на базе национальных валютных систем возникает мировая валютная система.
М е ж д у н а р о д н ы е р а с ч е т ы — это расчеты между государствами, организациями, фирмами и гражданами, находящимися на территории различных стран. В сфере международных расчетов возникают две базовые проблемы:
а) как устанавливать и регулировать соотношения обмена национальной денежной единицы с иностранными;
б) как решать проблемы несбалансированности расчетов национальной экономики с внешним миром.
Весь комплекс отношений, возникающих в процессе международных расчетов, находит свое концентрированное выражение в платежных балансах (см. гл. 38) стран. Несбалансированность платежного баланса той или иной страны требует введения в действие механизма его выравнивания.
Золотой (золотомонетный) стандарт
Данная организация системы денежного обращения и международных расчетов предполагала закрепление за золотом денежных функций и официальное установление фиксированного золотого содержания (паритета) национальной денежной единицы. Установленный золотой паритет являлся и официальной ценой золота. Золотые монеты находились к обращении и имели силу законного платежного средства. Центральные банки были обязаны обменивать бумажные деньги (банкноты, казначейские билеты и другие денежные знаки) на золото по номиналу. Был разрешен свободный ввоз и вывоз золота в любом виде. Валютные курсы стран фиксировались на базе золотых паритетов национальных денежных единиц и колебались в узких пределах «золотых точек», которые определялись расходами (в основном на транспортировку и страхование), связанными с перемещением золота между странами.
Исторически в своем классическом виде з о л о т о й с т а н д а р т сформировался в Великобритании в начале XIX в., а к концу его он был установлен практически во всех основных промышленно развитых странах (в России — с 1897 г.), тем самым превратившись в мировую систему.
В условиях золотого стандарта регулирование платежного баланса осуществлялось в основном стихийно путем переливов золота из одних стран в другие через частные каналы. Государство практически не участвовало в процессе регулирования международных расчетов, а официальные золотые резервы были главным регулятором несбалансированности платежного баланса.
Объективная основа для ликвидации системы золотого стандарта в его классическом варианте была подготовлена развитием международного движения капитала и эволюцией внутреннего платежного механизма, в котором кредит и безналичные деньги заняли господствующее положение.
Следствием этого явилось качественное изменение механизма образования и покрытия сальдо платежного баланса. Значительно расширился экономический инструментарий, находившийся в распоряжении государственных органов и предназначенный для текущего балансирования международных расчетов. Манипулирование валютным курсом путем девальвации или ревальвации валюты, изменение учетной процентной ставки, проведение инфляционной или дефляционной политики для регулирования движения товаров, услуг и капитала, использование международных займов и кредитов и, наконец, реструктуризация внешней задолженности — все это позволяло поддерживать платежные балансы в известной степени временно уравновешенными и отодвигать погашение отрицательного сальдо (за счет резервов золота) на неопределенное время, например периодически продлевая сроки погашения полученных кредитов или привлекая новые кредиты.
Одновременно становилось ясным, что регулярное возобновление экономических отношений между партнерами различных стран делает возможным и необходимым накопление ими иностранной валюты (в наличной и безналичной формах) в качестве своеобразного резерва для быстрого погашения своих обязательств перед партнерами страны с данной национальной валютой. Непрерывность перевода денежных средств обеспечивается наличием определенных валютных запасов на счетах как коммерческих, так и центральных банков. При этом накапливаются в основном так называемые резервные валюты, т.е. национальные валюты, наиболее широко применяющиеся в международных расчетах.
Таким образом, были подготовлены объективные условия для замены системы золотого стандарта на более эффективную систему. При этом катализатором послужила политическая и экономическая нестабильность в мировой экономике и международных отношениях в период между двумя мировыми войнами и сама Вторая мировая война.
Золотовалютный стандарт (Бреттон-Вудская валютная система)
Планы реконструкции международной валютной системы начали разрабатываться еще во время Второй мировой войны, а принципы действия ее нового механизма были определены на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г.
Б р е т т о н – В у д с к ая в а л ю т н а я с и с т е м а —мировая валютная система, при которой доллар США, а также в значительно меньшем объеме английский фунт стерлингов осуществляли резервные функции наряду с золотом и для этих целей разменивались на него, цена золота была неизменной и составляла 35 долл. за тройскую унцию, т.е. за 31,1 г, валютные курсы были фиксиро-ванны, а все регулирование валютных отношений междустранами (кроме социалистических) осуществлялось через Международный валютный фонд (МВФ).
Для нормального функционирования з о л о т о в а л ю т н о г о с т а н д а р т а требовалось постоянное увеличение резервов в соответствии с потребностями расширения экономических и соответственно платежных отношений в условиях роста мировой экономики и поддержание оптимального соотношения между золотыми и валютными (долларовыми) резервами, с тем чтобы цена на золото была равновесной. Невыполнение этих условий закономерно должно было вести к краху Бреттон-Вудской системы. Недостаток резервных средств (долларов, фунтов стерлингов, золота) вел к торможению мировой торговли, а избыток — к дестабилизации системы фиксированных валютных курсов.
Кроме того, более высокие темпы прироста валютных резервов по сравнению с темпами прироста золотого компонента резервов рано или поздно поставили бы под сомнение способность США сохранять конвертируемость своей валюты в золото по установленной официальной цене. В условиях новой валютной системы закономерно начался рост валютного компонента в резервах центральных банков. К концу 60-х гг. американский доллар практически монополизировал сферу международных расчетов, что нашло свое отражение в росте его доли в золотовалютных резервах всех стран с 9% в 1950 г. до 75% в 1970 г.
К тому же в .результате относительного снижения конкурентоспособности американской экономики с 70-х гг. для США стало характерным отрицательное сальдо платежного баланса и как следствие этого — ослабление доллара. Дефицит баланса США активно погашали долларами, а не золотом. Результат — нарастание несбалансированности международных расчетов и подрыв доверия к доллару, особенно к его золотому содержанию.
Когда запасы долларов в международных резервах превысили золотой запас США в несколько раз, а другие страны начали требовать обмена долларовых резервов на золото, США прекратили размен американской валюты на золото в официальном порядке с 15 августа 1971 г. Западноевропейские страны отказались от обязательств по поддержке курса доллара, и началось «плавание» валют, что де-факто привело к отказу от всех основополагающих принципов системы золотовалютного стандарта.
Плавание валютных курсов имело ряд особенностей в связи с тем, что многие страны предпринимали определенные усилия по ограничению колебаний валютных курсов, что делало их плавание «грязным». Например, правительство Японии неоднократно воздействовало на курс иены в сторону его понижения, с тем чтобы обеспечить японским экспортерам конкурентные преимущества на международных рынках. Страны Европейского сообщества детали попытки сократить пределы колебаний между курсами своих валют, создавая так называемую змею в туннеле в декабре 1971 г. Они установили максимальные рамки колебаний наиболее слабых и наиболее сильных валют стран — членов ЕС («туннель»), а также максимальные пределы колебаний для каждой пары валют («змея») и путем валютных интервенций пытались регулировать данную систему взаимных курсов валют.
В 1978 г. вступили в силу поправки к Уставу МВФ, которые зафиксировали изменения, происшедшие в мировой валютной системе. Суть их сводилась к следующему: а) отменяется официальная цена золота; б) официально закрепляется система плавающих курсов; в) повышаются требования к координации внутренней и внешней экономической политики стран — членов МВФ; г) декларируется намерение превратить СДР в основной резервный актив.
СДР, или специальные права заимствования («spesial drawing rights»), — международный резервный актив, который эмитируется МВФ и распределяется между странами-членами пропорционально их квотам в МВФ. СДР не имеют материально-вещественной формы и существуют лишь в виде бухгалтерской записи на счетах центральных банков, а также на специальном счете МВФ. В качестве ликвидного средства СДР используются той или иной страной для покрытия дефицитов платежных балансов, а также задолженности МВФ или другой стране. Однако непосредственным инструментом расчетов в международных экономических отношениях СДР не являются. Этот актив лишь дает центральному банку право на получение любой валюты для последующего финансирования дефицита платежного баланса. В конечном счете СДР не стали эффективным инструментом межгосударственного регулирования международных расчетов и остаются своеобразной искусственной надстройкой к сложившейся структуре международных валютных резервов.
Хотя первые попытки регулирования плавания курсов нельзя было назвать удачными, в конечном счете начала формироваться система управляемого плавания валютных курсов, при которой внешняя несбалансированность расчетов (платежного баланса) регулируется за счет как постепенного изменения валютных курсов, так и одновременного проведения внутренних макроэкономических преобразований. Валютная политика страны стала неотъемлемым элементом ее макроэкономической политики.
К содержанию
|