Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию
Маркетинг - одно из наиболее примелькавшихся понятий, связанных в наших предствалениях с рыночной экономикой. Как правило, основная его идея достатчно очевидна и понятна.
Однако, реальное его значение не так уж часто понимают многие руководители. Скажем, наиболее популярным явлением на первых шагах реорганизации многих предприятий на этапе начала рыночных реформ состояли в создании специализированного подразделения маркетинга на фирме. Но этот шаг еще не гарантирует решение всех проблем.
Маркетинг является результатом развития различных подходов в бизнесе:
1. Эпоха массового производства и товарный подход (1860-1930). Рыночная среда – ненасыщенные рынки (превышение спроса над предложением - рынок продавца), отрасли имели хорошие перспективы роста, сравнительно низкая конкуренция. Стратегия развития предприятий – производство стандартных товаров в массовом количестве, стремясь минимизировать издержки, качество товара определялось исходя из представлений предпринимателя.
Генри Форд (старший) о необходимости дифференциации.
2. Эпоха массового сбыта и сбытовой подход (1930-1950). Постепенное насыщение рынков, активизация деятельности по сбыту и послепродажному обслуживанию. Создание внутрифирменных научно-исследовательских подразделений с целью дифференциации продукции. Подход основан на стремлении обеспечить максимум продаж с помощью рекламы и других методов воздействия на потребителей (давление на покупателя).
3. Рыночный подход (1950-1960). Подход основан на выделении ходовых товаров и обеспечении максимума их продаж. Рыночная среда - насыщение рынка, “рынок покупателя” с большим разнообразием товаров. Выделение таких товаров было следствием случайных, а не запланированных действий производителя.
4. Постиндустриальная эпоха и маркетинговый подход (с 1960). Изменения в структуре промышленности, появление новых отраслей и технологий как результат НТП, быстро меняющаяся внешняя среда. Особый, ориентированный на потребителя подход, пронизывающий все виды и аспекты деятельности фирмы и охватывающий все виды и всех работников фирмы. Маркетинговый подход порождает особый вид деятельности - маркетинг.
Основной принцип маркетинга
To Make What will Sell
Instead of trying to sell what you can make |
Производить то, что можно продать,
А не пытаться продать то, что Вы можете производить
|
Маркетинг - систематически осуществляемая фирмой деятельность по исследованию рынков, установлению рыночных характеристик и позиций товара, по его продвижению и сбыту.
В теории менеджмента маркетинг является одним из новых направлений. Оно развивается всего около 30 лет. С точки зрения современной теории маркетинг понимается как единство трех его аспектов:
1. Маркетинг - это особая философия бизнеса.
“Пока мы не поймем, что единственный босс на рынке - это покупатель, ничего у нас не получится”.
Естественно, следует учитывать, что в реальном бизнесе ориентация на маркетинг не означает полного отказа от силового воздействия на рынок. Но это воздействие будет эффективным, лишь при условии, что мы глубоко разбираемся в рыночной ситуации.
2. Маркетинг - это комплекс инструментов (методик, приемов и т.д.), с помощью которых фирма изучает ситуацию на рынке и воздействует на него.
3. Маркетинг - это функция управления, в рамках которой осуществляется планирование, организация, контроль, стимулирование и руководство рыночной деятельностью предприятия.
Теория и практика:
В ФРГ численность занятых в сфере маркетинга на конец 80-х годов превышала численность занятых в сельском хозяйстве, строительстве и на транспорте вместе взятых.
Динамика расходов на маркетинг превышает темпы экономичекого роста. При общем росте безработицы потребность в специалистах в области маркетинга постоянно существует. Специалистов в области маркетинга готовят множество высших и профессиональных учебных заведений.
Но, по мнению классика американского маркетинга Ф.Котлера, число фирм, действительно ориентированных на маркетинг, не так уж и велико. Можно привести множество примеров тому, как даже крупные фирмы допускают маркетинговые просчеты. В частности, претензии фирмы MICROSOFT к российским пиратам и пользователям, которые не покупают лицензии на их программные продукты.
В зависимости от состояния спроса и задач маркетинга различают следующие его виды (по Ф.Котлеру):
Состояние спроса |
Задачи маркетинга |
Вид маркетинга |
Негативный |
создать спрос |
конверсионный |
нет |
стимулировать спрос |
стимулирующий |
потенциальный |
развить спрос |
развивающий |
снижение спроса |
повысить спрос |
ремаркетинг |
колеблющийся |
сбалансировать спрос |
синхромаркетинг |
полный |
поддерживать спрос |
поддерживающий |
чрезмерный |
снизить спрос |
демаркетинг |
иррациональный |
ликвидировать спрос |
противодействующий |
С точки зрения перспективы задач и времени их решения маркетинг подразделяют на:
1. Стратегический - совокупность согласованных маркетинговых мероприятий, реализация которых должна обеспечить достижение стратегических результатов в будущем.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ - как деятельность предприятия, связанная с формированием стратегии в терминах “продукт - рынок”.
2. Операционный - текущая деятельность, обеспечивающая получение сегодняшних или текущих результатов по реализации продуктов фирмы.
Маркетинг имеет функции, охватывающие три направления маркетинговой деятельности:
К содержанию
|