Киберфак – бесплатно скачать презентации PowerPoint, лекции, рефераты, шпоры, курсовые cyberfac logo
cyberfac.ru
На главную | Регистрация | Вход
  Статьи  
Главная » Статьи » Экономика » Экономика предприятия

Совокупный рыночный спрос и характеристики его эластичности

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию

Совокупный рыночный спрос и характеристики его эластичности

                        "Чтобы сделать попугая профессором Economics

                               достаточно научить его двум словам Demand & Supply"

Что такое спрос, как его измерить?  Можно допустить, что это совокупность расходов на покупку товара. Или это может быть количество товара, проданного на рынке. Англ.Грегори Кинг (17 в.) заметил, что на рынке сельхозпродуктов рост натурального объема закупаемых товаров сопровождается уменьшением суммарной выручки от продаж. Что же в этом случае происходит со спросом - он уменьшается (в стоимостном измерении) или увеличивается (в натуральных показателях)?

            СПРОС - это существующая на определенный момент и на определенном рынке взаимосвязь цен и количества товара, которые при каждой цене будут раскуплены

            Закон спроса - на любом рынке, при прочих равных условиях (неизменность цен на другие товары, постоянство потребительского бюджета покупателей), существует обратная зависимость между ценой товара и количеством покупаемого товара

            Проблемы теории потребительского выбора:

            - чем руководствуется потребитель при выборе того или иного товара?

-          как формируется потребительская корзина, т.е. набор различных товаров, которые приобретает покупатель?

Каждый человек в роли покупателя по-своему решает эти задачи, но в целом при рациональном (осознанном) выборе соизмеряет свой ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ, ЦЕНУ ТОВАРА И ЖЕЛАНИЕ иметь данный товар.

            Два первых показателя (бюджет и цена) могут быть количественно измерены. Желание - часто неосознанно покупателем до момента покупки. Желание формируется на основе предварительной информации (реклама, наличие товара у знакомых). Важное место в потребительском выборе имеют дизайн и внешний вид (упаковка), советы продавцов и др., т.е. все то, что формирует у покупателя представление о потребительской полезности товара.

            Потребительская полезность товара - выражение меры удовлетворения, удовольствия, получаемого потребителем от использования (эксплуатации, потребления) товара

 

            Термин "Utility" впервые использовал англ.социолог и философ Джереми БЕНТАМ (18 в.) для более выразительного отражения таких понятий, как удовольствие, удовлетворение, счастье. Экономисты современности используют его для комплексного отражения тех целей, которыми руководствуются потребители при осуществлении выбора среди множества товаров и услуг.

 

            Понятие "полезность" как мера субъективного удовольствия от потребления товара и понятие "польза" как оценка физиологической полезности товара.

ПРИМЕР.

Табак и алкоголь вредны для здоровья, но спрос на них высокий

Диета полезна для здоровья, но требует отказа от продуктов, которые мы предпочитаем.

            Функция полезности потребительских благ - соотношение между количеством потребляемого товара и полезностью его потребления

           

Предположения о поведении функции полезности основаны на трех основных предпосылках рационального поведения потребителя:

            1. Сформированность предпочтений в выборе товаров

            Если товар А предпочтительнее товара В, то U(А) > U(В)

            2. Транзитивность предпочтений

            Если товар А предпочтительнее В, а товар В - товара С, то товар А предпочтительнее С, т.е. в символьном обозначении U(A) > U(B) > U(C)

            3. Неограниченность потребностей.

            Потребители всегда предпочитают большее количество товара меньшему.

 

Следствие:

            1. Функция полезности - НЕУБЫВАЮЩАЯ

            Известная эмоциональная ненасыщаемость в приобретении товара, выражаемая формулой "потребности наши безграничны". Это означает, что с увеличением количества товара, его суммарная потребительская полезность не уменьшается

                                                Q + Q > Q, то   U(Q +  Q) > U(Q)

            2. Функция полезности - выпусклая вверх функция.

            Каждая дополнительная единица товара, хотя и дает общий прирост полезности, но приращение полезности будет уменьшаться с каждой дополнительной единицей товара.

Уменьшение остроты ощущения от потребления дополнительной единицы товара, если он уже имеется

 

            ПРИМЕР.

            Первый и последующие стаканы воды при утолении жажды

            Отношение к дефициту - когда нет, больше хочется

            Полезность воды и бриллианта

 

            Предельная полезность (Marginal Utility - MU) - степень дополнительного удовлетворения, получаемая субектом от потребления дополнительной единицы товара

MU(Qa) = U(Q + 1) - U(Q)

Функция полезности потребительских благ (один товар)

 

Функция полезности совместного потребления  2-х товаров

        

 

Карты безразличия - совокупность графиков, определяющих индивидуальные предпочтения при различных сочетаниях товаров

            Предельная норма замещения товара (Marginal Rate of Substitution - MRS) определяет максимальное количество товара А, от которого потребитель готов отказаться для получения дополнительной единицы товара В

  при U=const

                       

, при условии равенства в изменении количества товара А и В 

 

Пример.          Бартерный обмен товарами.

 

            Тенденция постоянного уменьшения предельной нормы замещения при перемещении по кривой безразличия (в силу выпуклости кривой).

 

Бюджетные ограничения

            Вторая часть формулы потребления - наши возможности всегда ограничены. Проявляются в ограничении потребительского бюджета, т.е. суммы средств, выделяемых покупателем на покупку товаров (на потребление).

            Бюджетная линия - линия, показывающая все сочетание продуктов А и В, при которых сумма затрат на их приобретение равна выделенному для этого бюджету:

                                               I = Pa * Qa + Pb * Qb

 

Пример.

Потребитель выделяет для приобретения 2-х товаров - сигарет и мороженого,  сумму в 30 рублей еженедельно. Цена пачки сигарет - 10  рублей, порции мороженного - 5 рублей. Если весь бюджет уходит на приобретение сигарет, то потребитель на эту сумму покупает 3 пачки сигарет. При покупке только мороженного он может купить 6 брикетов в неделю.

            Бюджетная линия для примера:

 

5 * Qм + 10 * Qс = 30

 

            При увеличении цены на мороженое до 10 руб. бюджетная линия смещается в положение, показанное пунктиром.

            При увеличении бюджета до 40 руб. в месяц линия переместится параллельно.

 

Свойства бюджетной линии:

            - смещение линии при изменении цен

            - смещение линии при изменении бюджета

            Выбирая из множества вариантов покупки, потребитель стремится максимизировать полезность от покупаемых товаров в условиях ограничениях бюджетных средств.

            Рациональный потребительский выбор - такое сочетание товаров, при котором достигается максимальное получение полезности потребляемых товаров при заданных бюджетных ограничениях.

            Полезность достигает максимума, когда предельная норма замещения товара А товаром В равна соотношению цен на эти товары:

 

               

 

 

            Оптимальное поведение потребителя, максимизирующего совокупную полезность покупки, заключающейся в выборе такого набора А, В, С, ..., при котором отношение предельной полезности товара к его цене одинаково по всем видам товаров, приобретаемых в пределах выделенного бюджета:

 

            Равновесие в экономике достигается, когда предельная выгода (в данном случае - выгода от приобретения дополнительной единицы товара, т.е. предельная полезность товара) становится равной предельным издержкам (в данном случае предельные издержки равны неизменной цене товара).

 

Индивидуальный и рыночный спрос

Эффект изменения цены на один товар. Предположим, что цена на один из товаров (сигареты) остается неизменной, а цена мороженого будет меняться:

            на 1-й неделе - 3 руб.

            на 2-й неделе - 6 руб.          

            на 3-й неделе – 15 руб.

В этом случае на каждой неделе изменяется оптимальная потребительская корзина.

На рис. это соотвествует пунктирной линии - кривой "Цена - Потребление".

На основе полученной кривой строится зависимость количества товара, потребляемого в оптимальном обьеме, от цены товара (нижняя кривая).

            Кривая индивидуального спроса - геометрическое место точек, определяющих оптимальный потребительский выбор при следующих условиях:

            - неименность цен на другие товары

            - постоянство потребительского бюджета

 

            Рыночный спрос - совокупность кривых индивидуального спроса. 

            Особенности:

            - смещение кривой вправо по мере появления на рынке новых потребителей

поведение кривой рыночного спроса во многом определяются факторами, оказывающими влияние на индивидуальный спрос К содержанию
Категория: Экономика предприятия | Добавил: Ni-Cd (17 Марта 2009)
Просмотров: 4261 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Полезные материалы  

В нашем каталоге файлов можно найти много полезной информации. Также советуем заглянуть в каталог статей: в нем есть полезные статьи по темам: Экономика предприятия, Общая экономика, Финансы и Кредит, также Словарь терминов по экономике, Маркетинг, Бухучет и Мировая экономика
Также есть полезная страница Факультеты МИФИ, которая расскажет о том, какие есть в МИФИ факультеты.
Меню
 

Навигация
Общая экономика [190]
Экономика предприятия [59]
Словарь Терминов [27]
Мировая экономика [81]
Макроэкономика [10]
 

Поиск
 

Онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

 


2007 - 2024 © Ni-Cd. All Rights Reserved