Киберфак – бесплатно скачать презентации PowerPoint, лекции, рефераты, шпоры, курсовые cyberfac logo
cyberfac.ru
На главную | Регистрация | Вход
  Статьи  
Главная » Статьи » Финансы » Финансы и кредит

ПРОИСХОХДЕНИЕ ДЕНЕГ

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
Финансы и Кредит - Содержание

ПРОИСХОХДЕНИЕ ДЕНЕГ

 

Деньги известны из глубокой древности. Они появились как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений. До настоящего времени остается загадкой феномен денег. Он состоит в том, что увеличение количества денежных знаков у отдельного лица приумножает его богатство, а рост денежной массы у общества в целом не способствует возрастанию его благосостояния.

В настоящее время рассматриваются две концепции происхождения денег (рис.1)

 

 

 

 

 

 

Рис.1

 

Рационалистическая концепция рассматривает происхождение денег как соглашение между людьми, которые убедились в том, что для передвижения стоимостей в меновом обороте необходимы специальные инструменты.

Эволюционная концепция состоит в том, что деньги появились в результате эволюционного процесса, который помимо воли людей привел к выделению отдельных предметов из общей массы, занявших в последствии особое место.

Первая теория происхождения денег впервые изложена в работе Аристотеля «Никомахова этика» Он писал «...все, что участвует в обмене, должно быть каким-то образом сопоставимо ... по общему уговору появляется монета: оттого и имя ее «номисма», что она существует не по природе, а по установлению». Такая идея нашла законодательное воплощение в античном и средневековом обществах. Одна из догм римского права гласит, что император декретирует стоимость денег.

Идея о деньгах как о договоре господствовала до конца XVIII века. Вместе с тем такой подход к происхождению денег присутствует во взглядах современных западных экономистов. Таких, как Поль Самуэльсон, Кеннет Гелбрейт и др.

Вторая теория происхождения денег основывается на исследованиях и утверждениях таких экономистов, как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и др. Теория К. Маркса достаточно убедительно обьясняла сущность денег в эпоху реальных, полноценных денег. Золото и серебро действительно были товаром. В настоящее время реальные, полноценные деньги заняли бумажные, кредитные деньги, не имеющие собственной стоимости. Их функционирование служит частичным подтверждением рационалистической концепции. Однако договор является шатким основанием для такой важной экономической категории как товар.

Вместе с тем вся история происхождения денег служит подтверждением эволюционной теории денег. В процессе исторической эволюции товарного обращения форму всеобщего эквивалента или неформальных денег принимали разнообразные товары. Каждая товарно-хозяйственная историческая эпоха выдвигала свои эквиваленты. Привилегированное положение занимали товары, которые служили наиболее важными предметами обмена. Как правило, они распадаются на две категории: 1) предметы первой необходимости; 2) предметы украшения.

Главная особенность, приближающая всеобщие эквиваленты к деньгам, выражается в том, что они в равной степени служат как для непосредственного потребления, так и в качестве орудия измерения стоимости и обращения.

Лишь с возникновением и развитием общественного разделения труда (выделение земледелия, скотоводства, а затем ремесел) обмен продуктами труда стал постоянным.

Обмен - движение товара от одного производителя к другому, предполагающее эквивалентность, соизмеримость разных по виду, качеству, форме, назначению товаров. (скот = зерну = топору = холсту)

Это соизмерение требовало появления единой для всех товаров основы оценки.

Такой основой является стоимость товара.

Стоимость товара - общественный труд, затраченный в процессе производства товара и овеществленный в этом товаре.

Именно он  делает товары соизмеримыми. Различные товары имеют разную стоимость, поскольку общественный труд, затраченный на их производство  не адекватен. Отсюда возникает необходимость в количественном измерении общественного труда или стоимости.

Меновая стоимость - это способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях, т.е. обеспечивается  количественное  сравнение товаров.

Товар при обмене должен обладать  стоимостью для производителя и потребительной стоимостью для покупателя. Эти свойства товара выступают как единство противоположностей: единство, так как они присущи одному товару, а противоположность, поскольку один и тот же товар для одного человека не может быть одновременно и потребительной стоимостью, и стоимостью.

Потребительная стоимость - способность продукта удовлетворять какую-либо потребность человека.

Эволюция обмена товаров предполагает развитие форм стоимости (рис.2).

 

 

 

Подпись: Формы стоимости   Подпись: 1 Форма. Простая или случайная Подпись: 2 Форма. Развернутая форма собственности Подпись: 3 Форма. Всеобщая форма собственности Подпись: 4 Форма. Денежная форма собственности  

 

 

 

 

 

Рис.2

 

1 Форма.

Свойственна низкой степени развития производительных сил. Меновая стоимость при таком обмене резко колеблется во времени и пространстве. Однако уже в ней заложены основы будущих денег: одна овца = одному мешку зерна, и т.д., и т.п.

Зерно здесь служит материалом (формой) для выражения стоимости овцы. Следовательно, зерно становится внешним проявлением общественного труда, т.е. эквивалентом форме стоимости.

Эквивалент форме стоимости имеет следующие особенности:

·       потребительная стоимость товара-эквивалента (зерна) служит формой проявления своей противоположности - стоимости товара (овцы);

·       труд частный, индивидуальный труд, затраченный на производство товара-эквивалента (зерна), выражает свою противоположность - общественный труд;

·       конкретный труд, заключенный в товаре-эквиваленте (зерне), служит формой проявления абсолютного труда.

 

2 Форма.

С ростом производства и дальнейшим разделением труда все больше товаров поступает на рынок. При этом, один товар встречается при обмене с множеством других товаров-эквивалентов.

1мешок зерна = 1 овце

                          = 1 топору

                          = 1 аршину холста и т.д.

 

3 Форма.

Товар становится главной целью производства.

Каждый товаропроизводитель стремится получить за свой товар при обмене товар-эквивалент, который нужен всем.

В связи с такой объективной необходимостью появилась потребность в возникновении всеобщего эквивалента.

В разное время всеобщим эквивалентом становились различные товары: скот, меха, слоновая кость и т.п.

Однако нужен был товар удовлетворяющий всем требованиям товарного обращения и соответствующий условиям эквивалентности наилучшим образом.

4 Форма.

В результате сложного и длительного процесса развития обмена выделился один товар, претендовавший на роль всеобщего эквивалента - металл (вначале медь, затем серебро и, наконец золото).

Система металлического денежного обращения просуществовала в мире вплоть до начала XX века (золото - монометаллизм, золото совместно с серебром - биметаллизм).

Таким образом, денежная форма собственности характеризуется следующими  чертами:

один товар монополизирует на продолжительное время роль всеобщего эквивалента;

Натуральная форма денежного товара сравнивается с его эквивалентной формой: потребительская стоимость товара-денег внешне скрывается,  а остается лишь его всеобщая общественная форма ценности.

Для превращения товара в деньги необходимо:

1.    Признание как покупателем, так и продавцом того, что деньги  выполняют роль всеобщего эквивалента.

2.    Наличие особых физических свойств у товара-денег, пригодных для роли всеобщего эквивалента.

3.    Длительность выполнения товаром-деньгами роли всеобщего эквивалента.

 

Деньги, выделившись из общей товарной массы, сохранили товарную природу и имеют те же два свойства, что и любой другой товар:

·       обладают товарной стоимостью (золото, например может быть использовано для изготовления украшений, тем самым удовлетворять эстетическую потребность человека);

·       имеют стоимость (на их производство затрачено определенное количество  общественного труда).

 

Отличие денег от обычных товаров:

·       удвоенная роль потребительной стоимости  денег (кроме конкретной потребительной стоимости, они имеют всеобщую потребительную стоимость);

·       стоимость денег имеет внешнюю форму проявления до их обмена на рынке, в то время как  стоимость обычного товара обычно скрыта и обнаруживается лишь в процессе обмена (Деньги можно обменять на любой товар).

 

Деньги разрешили противоречие товарного производства: между потребительной стоимостью и стоимостью. С их появлением товарный мир раскололся на две части: один товар-деньги и все остальные товары. Потребительная стоимость сконцентрирована на стороне всех товаров, а их стоимость - на стороне денег. Деньги становятся выразителем  потребительных стоимостей всех товаров через свою стоимость.

После первой мировой войны с развитием кредитных отношений ценные металлы в системе денежного обращения вытесняются бумажными знаками - банкнотами, имеющими кредитную природу.

Вывод: Особенность денег выражается в следующем:

·       деньги - стихийно выделившийся товар;

·       деньги - особый привилегированный товар, играющий роль всеобщего эквивалента;

·       деньги разрешили противоречия между потребительной стоимостью и стоимостью, свойственные всем товарам, в том числе и деньгам.

Финансы и Кредит - Содержание
Категория: Финансы и кредит | Добавил: Ni-Cd (13 Мая 2009)
Просмотров: 3446 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Полезные материалы  

В нашем каталоге файлов можно найти много полезной информации. Также советуем заглянуть в каталог статей: в нем есть полезные статьи по темам: Экономика предприятия, Общая экономика, Финансы и Кредит, также Словарь терминов по экономике, Маркетинг, Бухучет и Мировая экономика
Также есть полезная страница Факультеты МИФИ, которая расскажет о том, какие есть в МИФИ факультеты.
Меню
 

Навигация
Финансы и кредит [56]
Современные финансы [46]
Основы бизнеса [51]
 

Поиск
 

Онлайн
Онлайн всего: 21
Гостей: 21
Пользователей: 0
 

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

 


2007 - 2024 © Ni-Cd. All Rights Reserved