Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
Финансы и Кредит - Содержание
3. Роль финансов в расширенном воспроизводстве
Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части — национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.
Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование предприятий и отдельных отраслей хозяйства, расходов на социальные цели и налоговую политику.
Следует отметить, что в условиях административно-командной системы эффективность использования государственных средств на финансирование народного хозяйства была низкой. Росло незавершенное строительство, увеличивался объем неустановленного оборудования, в том числе импортного. Были подорваны основы хозрасчетной деятельности предприятий — средства высокорентабельных предприятий изымались и перераспределялись в пользу убыточных производств; финансовые права предприятий были урезаны, что не позволяло им принимать оперативные решения, направленные на получение высоких финансово-хозяйственных результатов.
В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы (финансовых отношений в народном хозяйстве. Государственные финансы, и прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, и на этой основе рост жизненного уровня народа.
За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов.
Следует отметить, что расходы из федерального бюджета на финансирование народного хозяйства в реальном выражении в 90-е годы сократились. Так, в 1996 г. они должны составить 64 трлн. руб., или 14% от общей суммы расходов федерального бюджета против 33 — 34% в условиях административно-командной системы. С начала 1990 т. отмечается дальнейшее замедление темпов инвестиционной активности. Сокращаются объемы централизованных капитальных вложений. Недостаточны объемы государственных инвестиционных кредитов.
Инвестиционная деятельность особенно сокращается в производственной сфере по всем народнохозяйственным комплексам. Одна из причин этого — кризис неплатежей в народном хозяйстве. Особенно существенно свертывание капитального строительства наблюдается в отраслях топливно-энергетического и агропромышленного комплексов. Для инвесторов более предпочтительна непроизводственная сфера, в частности успешно развивается жилищное строительство.
Общий объем инвестиций в народное хозяйство Российской Федерации в 1996 г. должен составить 310 трлн.руб. Однако для обеспечения роста экономики инвестиции должны превышать 700 трлн. руб.
Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятия и отраслей.
Несмотря на резкое снижение бюджетного финансирования, условия расширенного воспроизводства для предприятий в рыночной экономике облегчаются вследствие возросшей доли прибыли, оставляемой в хозяйстве, увеличившейся амортизации в результате четырежды проведенной в 1992, 1994, 1995 и 1996 годах переоценки основных фондов, возможностей привлечения банковских кредитов и других форм заимствования на финансовом рынке. Доля собственных средств предприятий в общем объеме капиталовложений в настоящее время превысила бюджетные ассигнования на эти цели. Так, если в 1994 г. доля собственных средств предприятий в общем объеме инвестиций составила 58,3%, то в 1995 г. – 62,3%.
Инвестиционную политику в 1995 — 1997 гг. предусматривается осуществлять в следующих направлениях:
- дальнейшая децентрализация инвестиционного процесса на основе развития многообразных форм собственности, повышения роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
- государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование (на возвратной и платной основе). Сохранение безвозвратного бюджетного финансирования преимущественно для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий характер;
- размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственного финансирования инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;
- усиление государственною контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного финансирования и кредитования;
- значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;
- использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства;
Финансовый рынок включает рынок краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных капиталов и фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг — акций, облигаций и др.
Совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций.
Государственные инвестиции должны быть социально обоснованными, направленными на создание дополнительных рабочих мест, улучшение качества жизни, стимулирование собственной инвестиционной активности предприятий.
Большое воздействие на финансы предприятий оказывает налоговая политика, виды налогов, их ставки, льготы. Следует отметить, что налоговая политика в настоящее время не стимулирует расширенное воспроизводство. С начала 1994 г. налогообложение предприятий возросло и достигло более 30% ВВП.
Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.
И прекращение спада производства и экономический рост возможны только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, облегчения налогообложения производственных предприятий.
Финансы и Кредит - Содержание
|