Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию
Для обеспечения производственной
программы соответствующими материальными ресурсами на предприятиях
создаются специализированные склады для хранения основных и
вспомогательных материалов, топлива, запасных частей и других
материалов. Кроме центральных заводских складов в различных структурных
подразделениях организации могут быть кладовые, выполняющие функции
промежуточных складов. Каждому складу приказом по предприятию
присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается на всех
документах, относящихся к операциям данного склада. Склады должны быть
обеспечены исправными весами, измерительными приборами и мерной тарой.
На складах (кладовых) материальные
ценности размещают по секциям, а внутри них — по группам, типо- и
сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках,
ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и
контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам
запаса (лимиту).
Учет материалов на складе осуществляет
заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным
лицом, которого принимают на работу, как правило, по согласованию с
главным бухгалтером предприятия. С кладовщиком заключается типовой
договор по установленной форме о полной индивидуальной материальной
ответственности.
Если в штатном расписании организации
отсутствует должность заведующего складом, то его обязанности могут быть
возложены на любого работника организации с его согласия и с
обязательным заключением договора об индивидуальной материальной
ответственности. От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден
только после сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей и
передачи их по акту, утвержденному руководителем пред-приятия.
На каждый номенклатурный номер
материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к
месту хранения материалов. В ярлыке указывают наименование материалов,
номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия
материалов.
Учет движения и остатков материалов
осуществляют в картон как учета материалов. На каждый номенклатурный
номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым
учетом и осуществляют его только в натуральном выражении.
Карточки открывают в бухгалтерии или
вычислительной установке и записывают в ней номер склада, наименование
материала, марку сорт, профиль, размер, единицу измерения,
номенклатурный номер учетную цену и срок годности. После этого карточки
передают в склад, и кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и
остатк.1 материалов.
Запись в карточках кладовщик делает на
основании первичны документов (приходных ордеров, требований-накладных и
др.) в день совершения операций. После каждой записи выводят остаток
материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о
состоянии запасов материалов. Если остаток материалов выше или ниже
установленной нормы запасов, то заведующий складом обязан сообщить об
этом в отдел снабжения.
Ведение учета материалов допускается
также в книге учета материалов, которая содержит те же реквизиты, что и
карточки учета материалов.
В условиях функционирования АСУП и
автоматизированного складского хозяйства вместо карточек учета применяют
систематически составляемые машинограммы-ведомости движения и остатков
материалов. В них на основании первичных документов отражают те же
данные, что и в карточках складского учета, однако в отличие от них
машинограммы-ведомости составляют лишь по складам и материально
ответственным лицам. Машинограммы используются для контроля за движением
и состоянием материалов на складе и оперативного управления
производством.
Первичные документы после записи их
данных в карточки учета передают в бухгалтерию; сюда же передают
лимитно-заборные карты по мере использования лимита, но не позднее 1-го
числа следующего месяца. Сдачу документов оформляют реестром, в котором
указывают наименование и номера сдаваемых документов.
В цехах, имеющих кладовые, а также в
подотчетных организациях (пункты, отделения, заводы) материально
ответственные лица (заведующие пунктами и отделениями, мастера заводов)
составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете
и представляют их в бухгалтерию. В отчетах содержатся сведения об
остатках материалов на начало месяца, их поступлении, расходе и остатке
на конец месяца. В отчетах мастеров заводов наряду с фактическим
расходом материалов указывают их расход по норме. Нормативный расход
материалов исчисляют в бухгалтерии, где производится, кроме того, и
таксировка отчета.
При использовании материальных отчетов
отпадает необходимость в составлении других документов на расход
материалов и упрощается учет материалов в подотчете, поскольку в
качестве регистров аналитического учета используются отчеты материально
ответственных лиц.
Учет материалов в бухгалтерии. Все
первичные документы по движению материалов со складов и подразделений
предприятия поступают в бухгалтерию, где они после соответствующего
контроля формируются в пачки и передаются затем на вычислительную
установку (ВУ). Именно на этой стадии учетного процесса работники
бухгалтерии обязаны осуществлять действенный контроль за законнос-11.К),
целесообразностью и правильностью документального оформления операции
по движению материалов. После проверки первичные документы подвергаются
таксировке (умножением количества материалов на цену).
Первичные документы по движению
материалов могут передаваться сразу на ВУ, минуя бухгалтерию, — в этом
случае контроль первичных документов осуществляется работниками ВУ.
Существует несколько вариантов учета
материалов в бухгалтерии. При первом варианте в бухгалтерии открывают на
каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых
записывают на основании первичных документов операции по поступлению и
расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек учета материалов
лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и
денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех
карточек составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости
аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на
соответствующих синтетических счетах и данными карточек складского
учета.
При втором варианте все приходные и
расходные документы группируют по номенклатурным номерам и в конце
месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и
расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости,
составляемые в натуральном и денежном выражениях по каждому складу
отдельно по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам.
Этот вариант значительно уменьшает
трудоемкость учета, поскольку отпадает необходимость ведения карточек
аналитического учета. Однако учет и в этом случае остается громоздким,
поскольку в оборотную ведомость приходится записывать сотни, а иногда и
тысячи номенклатурных номеров материалов.
Более прогрессивным является
оперативно-бухгалтерский, или сальдовый, метод учета материалов, при
котором бухгалтерия не дублирует складского сортового учета ни в
отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а
использует в качестве регистров аналитического учета карточки учета
материалов, ведущиеся на складах.
Ежедневно или в другие установленные
сроки (как правило, не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии
проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках
учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В
конце месяца заведующий складом, а в отдельных случаях работник
бухгалтерии, переносит количественные данные об остатках на 1-е число
месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета
материалов в ведомость учета остатков материалов на складе (без оборотов
прихода и расхода).
После проверки и визирования работником
бухгалтерии ведомость остатков передают в бухгалтерию, где остатки
материалов таксируют по твердым учетным ценам и выводят их итоги по
отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.
При сальдовом методе учета материалов
поступившие в бухгалтерию первичные документы по движению материалов
после их проверки и таксировки раскладывают в контрольной картотеке
отдельно по приходу и расходу с учетом складов и номенклатурных групп
материалов. По данным контрольной картотеки документов составляют
ежемесячную статистическую отчетность о движении и остатках важнейших
видов материалов и топлива. Кроме того, по истечении месяца картотеку
используют для составления групповых оборотных ведомостей в суммовом
выражении по каждому складу в отдельности. Таких групп бывает несколько
десятков (вместо тысяч наименований материалов). Данные этих ведомостей
сверяют со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в
регистрах синтетического учета.
Сальдовый метод учета материалов — один
из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учетных
данных и малой механизации учета.
При использовании ЭВМ все необходимые
регистры при сальдовом методе учета материалов (групповые оборотные
ведомости, ведомости остатков, сальдово-счислительные ведомости)
составляют на машинах.
Аналитический учет материалов в
бухгалтерии с применением ЭВМ можно осуществлять также посредством
составления сортовых оборотных ведомостей по номенклатурным номерам на
основании поступающих первичных документов. Сверка со складским учетом в
этом случае осуществляется вручную. При передаче на ВУ карточек
складского учета на их основе разрабатывается сортовая
оборотно-счислительная ведомость, в которой сопоставляются исходящий
остаток материалов (в количественном и суммовом выражении) по первичным
документам, по карточкам складского учета и выявляются отклонения между
этими данными.
Оба изложенных варианта аналитического
учета материалов с применением ЭВМ имеют существенные недостатки,
поскольку при сальдовом методе трудоемкой является разработка групповых и
сальдово-счислительных ведомостей для сверки данных бухгалтерского и
складского учета непосредственно с помощью машин. При составлении только
сальдовой ведомости сверку с карточками складского учета производят
вручную, что значительно затрудняет поиск и обнаружение ошибок.
При составлении сортовых оборотных ведомостей на ЭВМ ослабляется контроль за ведением складского хозяйства.
В связи с этим целесообразно
использовать комбинированный метод аналитического учета материалов,
сочетающий прогрессивность сальдовового метода и меньшую трудоемкость
разработки регистров поиска ошибок при втором варианте. При
комбинорованном методе осуществляется постоянный контроль за складским
учетаом и составляются сортовые оборотные (оборотно-счислительные)
ведомости. Данные о начальных остатках и оборотах по каждому
номенклатурному номеру облегчают поиск ошибок и расхождений.
|