Человек как личность. Социальная роль личности.
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Родовая сущность человека проявляется у всякого индивидуума всегда
особым образом. Выявление особенностей проявления социальной сущности у
каждого человека находит свое отражение в персоналистическом подходе
философии. И это не случайно, ибо человек как представитель рода или
общества, есть индивид - элементарная часть, определяемая соотношением с
целым (природой, обществом). Человеческий индивидуум и личность - это
не два разных существа человека, а как бы две разные его силы, два
качествования. В этой связи понятия "человек" и "личность"
рассматриваются ими, как правило, во взаимосвязи общего и единичного.
Человек - родовое, общее, а личность - единичное, особое, индивидуальное
начало, которое пробивается через родовой тип. Так в натуралистических
школах социально-философской антропологии самого понятия "личность" как
целостного, единственного и неповторимого образования человека просто не
существует. У человека в течение всей жизни преобладает то, что
свойственно его природе; этим обусловлена неизменная определенность
образа жизни. Любой человек здесь предстает или как проявление
надындивидуальной родовой основы - поведенческо-генетической программы,
где основными ориентациями жизнедеятельности являются общие для всех
инстинкты выживания, или как строго индивидуальный биологический
организм, который не может отрешить себя от своего тела. Теологические
принципы в анализе человека и его сущности предполагают соответствующие
им установки и в определении личности. Так, например, для Н. А. Бердяева
личности человека нет, если нет того горнего мира, к которому она
должна восходить. Именно поэтому, считает он, быть личностью - это быть
индивидуальностью, а значит - определять свое особое предназначение в
мироздании, утверждать полноту своего единственного бытия в бытии
вселенском, питаться соками божественной жизни. Поэтому для него человек
есть личность, но не по природе, а исключительно только по духу. В этом
внутреннем отношении личность черпает силы для свободного отношения к
миру, а поэтому она - универсум в индивидуально-неповторимой форме,
независимое целое, высшая ценность. Ничто не может вторгаться в этот
универсум без дозволения самой личности, наделенной правом и долгом
защищать свою духовную свободу от других людей, общества, государства.
|
Категория: Философия | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 4673
| Рейтинг: 4.0/5 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|