Для этики Канта характерно учение о независимости или «автономии»
морали. Предшественники Канта и современные ему философы-идеалисты
полагали, будто основа этики в религии: нравственный закон дан или
сообщен людям самим богом. Утверждая это положение, моралисты ссылались
на учение религии и на священные книги. Так, в Библии излагается миф о
божественном законодательстве - о даровании моральных заповедей богом
через пророка Моисея. В отличие от этого взгляда Кант провозглашает
мораль независимой от религии, а нравственный закон - невыводимым из
религиозных заповедей. По Канту, то, что возникает не из самой морали и
не из ее свободы, не может заменить отсутствие моральности. Для себя
самой мораль «отнюдь не нуждается в религии, но в силу чистого
практического разума довлеет сама себе». Законы морали обязывают
благодаря простой форме всеобщей законосообразности правил. Поэтому
мораль не нуждается «ни в какой цели ни для того, чтобы знать, что такое
долг, ни для того, чтобы побуждать к его исполнению». Но хотя мораль не
нуждается для своего оправдания ни в какой цели, предписанной
божественным законодателем, и хотя для нее вполне достаточно того
закона, который заключает в себе условие применения свободы, из самой
морали все же возникает цель. Это идея высшего блага в мире, а для
возможности этого блага необходимо признать высшее моральное всемогущее
существо. Идея эта возникает, исходит из морали и потому не есть ее
основа. Таким образом, Кант перевернул признанное в его время не только
богословами, но и многими философами отношение между моралью и религией.
Он признал мораль автономной, независимой от религии. Больше того, он
поставил самое веру в Бога в зависимость.