С установлением режима личной власти Сталина началось угасание
творческих поисков в философии, которая все более политизировалась. Он
рекомендовал перекопать весь «навоз», накопившийся в философии и
естествознании, «разворошить» все написанное «деборинцами». Лица,
пришедшие к руководству философской наукой, под видом укрепления
партийной линии фактически возвеличивали Сталина как философа. Философию
стали трактовать как форму политики. Широкое распространение получила
вульгаризация методологической роли философии. Призывы к преодолению
«отрыва» философской теории от практики, развитию «прикладных» вопросов
философии на деле оборачивались профанацией. Появились статьи на темы:
«Диалектика двигателя внутреннего сгорания», «За партийность в
математике», «О марксистско-ленинской теории в кузнечном деле» и т. п. В
представлении Сталина диалектический метод и материалистическая теория
(как две составные части диалектического материализма) - это учение об
одном и том же: о бытии, о мире, о законах («чертах») объективной
действительности. Под методом познания он фактически понимал только сами
законы развития объективного мира. Закон единства и борьбы
противоположностей сводился к закону их борьбы. Закон отрицания вовсе
устранялся (как некий «пережиток» гегельянства). Из абстрактных
философских посылок «напрямую» выводились конкретные политические
рекомендации. Большое влияние на идейно-философский климат в стране
оказала дискуссия 1947 г. по книге Г. Ф. Александрова «История
западноевропейской философии», проведенная под руководством А. А.
Жданова. Последний определил всю историю домарксистской философии как
«ненаучную» и противопоставил ей «научную марксистскую философию».
Современные течения немарксистской философии фактически отождествлялись с
буржуазной идеологией. Вместе с тем Жданов отмечал, что диалектический
материализм является не наукой наук, а инструментом познания.
Марксистская философия не должна пытаться встать над другими науками. В
результате уже тогда значительно возрос удельный вес исследований по
проблемам теории познания и диалектической логики, состоялись дискуссии о
соотношении диалектической и формальной логики.