В Китае зародилось три великих учения: конфуцианство, даосизм, китайский буддизм.
Возрождение
 философии началось с книги перемен. Вселенная троична: небо + человек +
 земля. Под человеком понимается император. Земля – квадрат, в центре 
которого находится Китай.
Конфуций уделал большое внимание проблемам 
этики и политики. Основными категориями конфуцианства являются понятия 
благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала.
Управлять 
государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с 
государем — «сыном неба». Благородный муж — это образец нравственного 
совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы 
морали.
Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей 
на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в
 себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало
 в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в
 семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан 
родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны 
были послужить фундаментом всей системы управления.
Воспитание 
подданных — важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо 
силой личного примера. «Управлять — значит поступать правильно». В свою 
очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, 
беспрекословно им повиноваться.
Даосизм – трактат « Книга о Дао и 
Дэ». Основателем течения является Лао Дзы – архивариус. Главная 
категория – Дао (путь). Под дао понимается универсальный закон мира, 
который является движущей силой всего.
Философский принцип увой (недеяния)
Основы даосизма, философии Лао-цзы 
излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV—III вв. до н. э.). В центре 
доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао 
многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, 
космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, 
всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, 
чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и 
неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, 
безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. 
Даже великое Небо следует Дао.
Каждый человек, чтобы стать 
счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться
 с ним. Согласно учению даосизма, человек—микрокосм вечен так же, как и 
универсум—макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух 
отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в 
своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым 
порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на 
этот вопрос содержится в учении Дао.
Пути Дао присуща сила Де. Именно
 через силу "У вэй” Дао проявляется в каждом человеке. Эту силу нельзя 
истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого 
усилия. "У вэй” — означает «недеяние», отрицание целенаправленной 
деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. В процессе жизни 
необходимо придерживаться принципа недеяния - принципа увей. Это не 
бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с 
естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао 
означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Таким образом, 
даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не 
тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто
 в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится 
вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм 
мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как 
возвращение к вечному, возвращение к своим корням.
Нравственный идеал
 даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, 
дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного 
состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, 
погрузиться в общение с божественным Дао.
Буддизм стал проникать в 
Китай на рубеже н. э. Существовали предания о появлении там буддистских 
проповедников ещё в III веке до н. э., однако они не могут считаться 
достоверными.
Первыми распространителями буддизма были купцы, 
приходившие в Китай по Великому шёлковому пути из центральноазиатских 
государств. Монахи-миссионеры, вначале из Центральной Азии, а позднее — 
из Индии, появляются в Китае до II-III веков.
Уже к середине II века с
 буддизмом знакомится императорский двор, о чем свидетельствуют 
жертвоприношения Лао-цзы (основателю даосизма) и Будде, совершенные 
императором Хуань-ди в 165. По преданию, первые буддийские сутры были 
привезены на белой лошади в Лоян, столицу империи Поздняя Хань, в 
царствование императора Мин-ди (58-76); здесь же позднее появился первый
 в Китае буддийский монастырь — Баймасы.
В конце I века 
зарегистрирована деятельность буддистов ещё в одном городе 
позднеханьской империи — Пэнчэне. В нач. II века была составлена «Сутра 
42 статей» — первая попытка изложения на кит. языке основ буддийского 
учения.
Насколько можно судить по первым переведенным буддийским. 
текстам, первоначально в Китае проповедуется буддизм переходного типа от
 хинаяны к махаяне, и особое внимание уделяется практике медитации. 
Позднее в Китае утверждается буддизм в форме махаяны.
В философии Индии 
выделяют три основных этапа: 1) ведийский период (1500—500 до н. э.), 2)
 классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и 3) 
период послеклассический, или индуистский (с 1000).
Дхарма – учение, 
доктрина, в нашем понимании философия. На востоке дхарма – это философия
 и религия вместе (неотделимые), дхарма это моральный долг и путь 
каждого благочестивого человека.
Веды – древние(до 1500 до н. э.), 
священные тексты индуизма, написанные на санскрите (Ведийский санскрит).
 Веды и комментарии к ведам лежат в основе индийской философии.
Веды 
подреазделяются на две категории шрути и смрити. Категория шрути – 
считаются богооткровенными писаниями без автора, вечное трансцендентное 
знание, запись звуков истины. Истина передавалась в устной форме со 
времён появления вселенной.
Примерно 5000 лет назад индийский мудрец 
Вйасадева записал Веды для людей. Он разделил Веды на четыре части по 
видам жертвоприношений: Риг, Сама, Йаджур, Атхарва.
1) Риг-веда – 
веда хвалы, состоит из 1017 гимнов в стихотворной форме, большая часть 
стихов прославляет Агни, бога огня и Индру, бога дождя и райских планет.
2) Само-веда – веда песнопений, описание молитвы при жертвоприношениях
3) Йаджур-веда – веда жертвоприношений, описание ритуала жертвоприношения.
4)
 Атхарва-веда – веда заклинаний, описания заклинаний, содержит различные
 песни и обряды, в большинстве предназначенные для излечения болезней
После
 этого, для людей с низким интеллектом - женщин, рабочих и недостойных 
потомков высших каст Вйасадева составил 18 Пуран и эпос "Махабхарату” 
которые относятся к категории смрити. Мантры (священные гимны индуистов,
 которые требую точное воспроизведение звуков), Брахманы (тексты для 
жрецов), Араньяки ( священные писания индуизма, которые описуют ритулы 
жертвоприношений для ограниченного использования), 108 Упанишад 
(услышанное от учителя), и некоторые другие веды - составляют ведическую
 литературу.
Рита – мировой ритм, порядок вещей, мировой закон бытия,
 универсальный космичесий закон, истина в широком смысле слова. Понятие 
риты является философской основой концепции дхармы. Боги – подчиняются 
Рите.
Анрита – нарушение мирового ритма. Карма – это закон причины и 
следствия, даже боги имеют и зависят от кармы. Майя – философская 
категория, которая постулирует утверждение что все, что окружает 
человека является лишь иллюзией. Человек, в силу своего неведения, 
создает иллюзорное представление о мире, именно это представление и 
является майей. Цель буддиста – осознать мир таким, какой он есть, а не 
таким как он кажется. Атман – отождествляется с брахманом, и явлеятеся 
вечной неизменной духовной сущностью. Философия индии начинает 
формироваться в период упанишад. Этот период характеризуется отходом от 
варн. Как известно, переход из одной варны в другую, при жизни человека -
 невозможен, это вызывало протест людей и как следствие развитие – уход 
несогласных людей в джунгли, именно там, в джунглях они думали над 
достижением абсолюта.
Абсолют – бог или первопричиная основа бытия всего мира.
Итак, мир гармоничное целое элементов, 
баланс к котором поддерживается Дхармой. Поведение и действия человека 
оценваются с точки зрения соответствия их Дхармой, поступки влияют на 
карму, карма влияет на вечный курс перерождения человека – круг сансары.
 Акты реинкорнации происходят до тех пор пока не достигается цель 
каждого индуиста – мокша. Мокша осзначает освобождение от мирского 
существования и начала пребывания в боге.
Буддизм. Четыре благородных истины Будды:
а) Жизнь – страдание
б) причина страданий – желания и страсти
в) от страданий можно избавится путем отказа от желаний
г) венец всему – освобождение от уз сансары.
Древнегреческая философия
 - величайший расцвет человеческого гения. Древним грекам принадлежит 
приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития 
природы, общества и мышления; как системы идей исследующей 
познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к
 миру. Такие философы как Сократ, Аристотель и Платон являются 
родоначальниками философии как таковой. Возникнув в Древней Греции, 
философия сформировала метод, который мог использоваться практически во 
всех сферах жизни. Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного 
знания. В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом 
аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории. 
Идея красоты 
мира проходит через всю античную эстетику. В мировоззрении 
древнегреческих натурфилософов нет ни тени сомнения в объективном 
существовании мира и реальности его красоты. Для первых натурфилософов 
прекрасное — это всеобщая гармония и красота Вселенной. В их учении 
эстетическое и космологическое выступают в единстве. Вселенная для 
древнегреческих натурфилософов — космос.
Сократ — один из 
родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный 
принцип — «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в
 том, что самопознание — путь к постижению истинного блага. В этике 
добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на 
добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ 
излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим 
ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.
Учение Платона —
 первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (среди них 
высшая — идея блага) — вечные и неизменные прообразы вещей, всего 
преходящего и изменчивого бытия. Вещи — подобие и отражение идей. Эти 
положения изложены в сочинениях Платона «Пир», «Федр», «Государство» и 
др. В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику 
прекрасного. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался 
охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для 
Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, 
только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у 
Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль о специфичности 
эстетического переживания.
Ученик Платона — Аристотель, был 
воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником 
научной философии, лотки, учения об основных принципах бытия 
(возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели). Основные
 области его интересов — человек, этика, политика, искусство. Аристотель
 — автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от 
Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное 
качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия — свойства 
прекрасного. Красота, по Аристотелю, заключена в математических 
пропорциях вещей «поэтому для ее постижения следует заниматься 
математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и 
прекрасного предмета.
В математике выделяется фигура Пифагора, 
создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего 
свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о 
«гармонии сфер». Для них мир — это стройный космос. Они связывают 
понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и в 
соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с 
понятием блага. Разрабатывая вопросы музыкальной акустики, пифагорейцы 
поставили проблему соотношения тонов и попытались дать его 
математическое выражение: отношение октавы к основному тону равно 1:2, 
квинты — 2:3, кварты — 3:4 и т.д. Отсюда следует вывод, что красота 
гармонична.
Демокрит, открывший существование атомов, тоже уделял 
внимание поискам ответа на вопрос: «Что есть красота?» У него эстетика 
прекрасного сочеталась е его этическими взглядами и с принципом 
утилитаризма. Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и 
благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому 
наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным». В 
определения красоты Демокрит подчеркивает такое свойство, как мера, 
соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать 
неприятным».
У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие — созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.
Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он — основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту.
Философия Древнего Рима находилась под сильным влиянием греческой традиции. Собственно идеи античной философии были в последующем восприняты европейцами именно в римской транскрипции.
Историю Римской империи можно трактовать как «борьбу всех против всех»: рабов и рабовладельцев, патрициев и плебеев, императоров и республиканцев. Все это происходило на фоне непрерывной внешней военно-политической экспансии и борьбы с нашествиями варваров. Общефилософская проблематика здесь отходит на второй план (аналогично философской мысли др. Китая). В качестве первоочередных выступают задачи сплочения римского общества.
Римская философия, подобно философии эллинизма, носила преимущественно этический характер и непосредственно влияла на политическую жизнь общества. В центре ее внимания постоянно находились проблемы примирения интересов различных групп, вопросы достижения высшего блага, выработка жизненных правил и пр. В этих условиях наибольшее распространение и влияние получила философия стоиков (т.н. младшая стая). Разрабатывая вопросы о правах и обязанностях личности, о характере взаимоотношений личности и государства, о правовых и моральных нормах, римская стая стремилась содействовать воспитанию дисциплинированного воина и гражданина. Крупнейшим представителем стоической школы был Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.) - мыслитель, государственный деятель, наставник императора Нерона (для которого был даже написан трактат «О милосердии»). Рекомендуя императору придерживаться умеренности и республиканского духа в правлении, Сенека добился лишь того, что ему было «приказано умереть». Следуя своим философским принципам, философ вскрыл себе вены и умер, окруженный почитателями.
Долгое время бытовало мнение, что древнеримские философы несамодостаточны, эклектичны, не столь масштабны как их эллинские предтечи. Это не совсем так. Достаточно вспомнить поэму Лукреция Кара (ок. 99-55 до н.э.) «О природе вещей» и целый ряд других блестящих мыслителей, рассказывать о которых здесь не представляется возможным. Остановимся на идеях Цицерона (106-43 до н.э.), более известного как оратор и политик. Если Цицерон и был эклектиком, то вовсе не от творческой беспомощности, но в силу глубокого убеждения. Он считал вполне правомерным соединять отдельные, с его точки зрения наиболее верные черты различных философских систем. В этом убеждают его трактаты «О природе богов», «О предвидении» и др. Кроме того, Цицерон в своих сочинениях постоянно полемизирует с идеями крупнейших античных философов. Так, он с симпатией относятся к идеям Платона, но, одновременно, резко выступает против его «вымышленного» государства. Высмеивая стоицизм и эпикуреизм, Цицерон положительно отзывается о новой Академии. Он считает своей задачей работать в том направлении, чтобы его сограждане «расширили свое образование» (подобную идею преследуют и последователи Платона – новая Академия).


