Политические отношения определяют как взаимодействие социальных групп,
личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления
обществом. Они возникают, когда потребность в управлении и властном
регулировании социальных процессов и отношений начинает осуществляться
при активном участии государства. Политические отношения несут в себе
все необходимые атрибутивные качества политики: их смысл заключается в
установлении связи бытия социальных субъектов (социальных групп,
личностей) с проблемами и интересами, свойственными всей социальной
целостности. Государство выступает инструментом поддержания и регуляции
этой связи; возникая при активном участии сознания, политические
отношения существуют не в головах людей, а в поступках, действиях,
процессах, взаимоотношениях между социальными группами, государством,
партиями; деятельный, активный характер политических отношений позволяет
людям с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры
своего существования. Например, такое воздействие можно оказать на
экономическую жизнь общества через установление приоритетов
экономического развития; их специфическим инструментом оказывается
власть, принуждение, авторитетное влияние, использование силы
организации, в качестве которой могут выступать и партии, и союзы, и
государства, движения, институты, возникающие в результате объединения
воли и действий людей на основе определенных принципов. Нерасторжимым
единством целостности и социальной фрагментарности политические
отношения отличаются от экономических отношений, где доминируют частные
интересы. Причем их ограничение или подавление, непосредственное
подчинение общим задачам оборачивается деструктивными для экономики
процессами: падением инициативы, снижением конкуренции, торможением
технического прогресса. Отличаются они и от морали в сфере, в которой,
наоборот, существует абсолютный приоритет общечеловеческих ценностей,
интересов и потребностей. Отпечаток этой специфики невольно несет на
себе любой человек, вступающий в сферу политических отношений. В его
деятельности и сознании действительно нельзя будет разорвать частное и
общее, интересы личные и общественные или групповые.