Если бы духовные субстанции и существовали, они были бы непознанными. Он
не допускает существование бестелесных духов, но придерживается идеи
существования Бога. Он рассматривал Бога как источник начальной "энергии
мироздания, как первопричину всего сущего”. Бог не вмешивается в
течение земных событий. Геометрия у Гоббса превращается в стержневой
научный метод изучения природы. По Гоббсу, построить политическую
теорию, способную возвыситься над интересами группы частных лиц, можно,
лишь перенеся методы геометрии в области политики. Гоббс полагал, что
эти методы потому не используются при изучении общества, что их
применение может затронуть частные интересы людей. Учение о линиях и
фигурах не подлежит спору, ибо истина об этих последних задевает
интересов людей. В центр исследования следует поставить не частные
вопросы, а интересы и сущность человека, что позволит выяснить
особенности его естественной и общественной жизни. По Гоббсу если
разложить структуру общества на отдельные части, можно убедиться, что
существенной частью общества является человек, гражданин, т.е. человек в
государстве. Гоббс считает возможным проводить аналогию между
государством и машиной, "искусственным телом”, которое создано человеком
для сохранения своей жизни. Государство – это "механическое чудовище”,
обладающее страшной силой: оно может защитить интересы человека,
интересы партий и большой общественной группы. В своем произведении
"Левиафан” Гоббс уподобляет этому "земному Богу” государство, поскольку
оно не находится в зависимости от воли отдельных людей – оно
устанавливается на вечно. В то же время он называет "Левиафан”
искусственным человеком. Гоббс считал, что от деятельности государства
зависят сама жизнь человека, его благосостояние, общее благо людей, их
согласие, что составляет "здоровье государства”; его отсутствие приводит
к "болезни”, гражданским войнам и даже смерти государства.
Следовательно все люди заинтересованы в совершенном государстве. По
Гоббсу государство возникло в результате общественного договора,
соглашения, но, возникнув, оно отделилось от общества и подчиняется
коллективному мнению и воле людей, имея абсолютный характер. Наилучшая
форма гос правления – абсолютная монархия. Понятие добра и зла
различаются только государством. В основе нравственности лежит
естественный закон человеческой природы – стремление к самосохранению.
Нравственные ценности носят относительный характер и определяются их
отношением к благу – предмету желания человека. Естественный закон
нравственности совпадает с гражданскими добродетелями в идеальном
гос-ве, поскольку величайшим благом для человека является гражданский
мир.