Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил
актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное
всемогущество продолжает каждый миг сохранять, поддерживать бытие мира.
Такое мировоззрение носит название креационизма. Догмат о творении
переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие
от античных богов, которые были как бы родственны природе, христианский
Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является
трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы изымается из
природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос
поэтому уже не есть самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и
одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов.
Строго говоря, подлинным бытием обладает только Бог, ему приписываются
те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен,
неизменен, самотождествен, ни от чего не зависит и является источником
всего сущего. Мировоззрение и жизненные принципы раннехристианских общин
первоначально формировались в противостоянии языческому миру. Таким
образом, средневековое мышление и миросозерцание определяли две разные
традиции: христианское откровение, с одной стороны, и античная философия
- с другой. В средние века формируется новое воззрение на природу.
Последняя не есть теперь нечто самостоятельное, как это по большей части
было в античности. Учение о божественном всемогуществе лишает природу
самостоятельности, поскольку Бог не только творит природу, но и может
действовать вопреки естественному ходу вещей, то есть творить чудеса.
Две предпосылки ответов на вопрос, что такое человек, как правило,
оставались общими. Первая - это библейское определение сущности человека
как "образа и подобия Божьего" - откровение, не подлежащее сомнению.
Вторая - разработанное Платоном, Аристотелем и их последователями
понимание человека как "разумного животного".