Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия
человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование
возможностей человеческого познания и установление его границ.
Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и
составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости
и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного
знания. Отвергая догматический прием познания, Кант считал, что вместо
него нужно взять за основу иной - метод критического философствования,
состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей
человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко
могут простираться его границы. Кант различай воспринимаемые человеком
явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не
так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является.
Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие
содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных
формах. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике:
противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но
диалектика для него — лишь гносеологический принцип, она субъективна,
так как отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия
мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются
содержание знаний и их логическая форма, предметом диалектики становятся
сами эти формы. В логическом аспекте теории познания Кант ввел идею и
термин «синтетическая сипа суждения», позволяющую осуществлять синтез
рассудка и данных чувственного восприятия, опыта. Кант ввел воображение в
теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии.
Наши знания — не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная
конструкция, возведенная воображением из материала чувственных
восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Помощь
воображения человек используег в каждом звене своих рассуждений. К своей
характеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное
продуктивной способностью воображения. В своей теории познания Кант
часто рассматривает и собственно антропологические проблемы. Он выделяет
в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е.
единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания.
Это единство есть не результат опыта, а условие его возможности, форма
познании, коренящаяся в самой познавательной способности. Кант отличал
трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего
эмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний
сознания к нашему Я как его центру, что необходимо для обьединения всего
многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний
Я. Это гениальная идея великого мыслителя. Согласно Канту, мы познаем
только явления - мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке
постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия. Скрупулезно
разрабатывая свою концепцию о «вещах в себе», Кант имел в виду, что в
жизни индивида, в нашем отношении к миру и человеку есть такие глубины
тайн, такие сферы, где наука бессильна. По Канту, человек живет в двух
мирах. С одной стороны, он часть мира явлений, где все детерминировано,
где характер человека определяет его склонности, страсти и условия, в
которых он действует. Но с другой, помимо этой эмпирической реальности у
человека есть иной, сверхчувственный мир «вещей в себе», где бессильны
привходящие, случайные, непостижимые и непредвидимые ни импульсы у
самого человека, ни стечение обстоятельств, ни диктующий свою волю
нравственный долг.