В общем виде инструкция goto записывается следующим образом:
goto Метка
где метка — это идентификатор, находящийся перед инструкцией, которая должна быть выполнена после инструкции goto.
Метка,
используемая в инструкции goto, должна быть объявлена в разделе меток,
который начинается словом label и располагается перед разделом
объявления переменных.
В
программе метка ставится перед инструкцией, к которой должен быть
выполнен переход в результате выполнения инструкции goto. Сразу после
метки ставится двоеточие.
В
листинге 2.8 приведен вариант процедуры проверки числа, в которой
инструкция goto используется для завершения процедуры в том случае,
если пользователь введет неверные данные.
Листинг 2.8. Простое число (использование инструкции goto)
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
label // раздел объявления меток
bye; var
n: integer; // проверяемое число
d: integer; // делитель
r: integer; // остаток от деления п на d
begin
n:=StrToInt(Editl.text);
if n <= 0 then begin
MessageDlg('Число должно быть больше нуля.',
mtError, [mbOk] , 0) ; Editl.text:= ";
goto bye;
end;
// введено положительное число
d:= 2; // сначала будем делить на два
repeat
r:= n mod d;
if r 0 // n не разделилось нацело на d
then d:= d + 1;
unti1 r = 0;
label2.caption:=Editl.text;
if d = n
then label2.caption:=label2.caption
+ ' — простое число.'
else label2.caption:=label2.caption
+' — обычное число.';
bye:
end;
В литературе по программированию можно встретить суждения о недопустимости применения инструкции goto, поскольку она приводит к запутанности программ. Однако с категоричностью таких утверждений согласиться нельзя. В некоторых случаях применение инструкции goto вполне оправдано. Приведенный пример, где инструкция goto используется для аварийного завершения процедуры, относится именно к таким случаям.