Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
Алгоритмизация и программирование - Содержание Инструкция присваивания
Инструкция
присваивания является основной вычислительной инструкцией. Если в
программе надо выполнить вычисление, то нужно использовать инструкцию
присваивания.
В результате выполнения инструкции присваивания значение переменной меняется, ей присваивается значение.
В общем виде инструкция присваивания выглядит так: Имя : = Выражение;
где:
- Имя — переменная, значение которой изменяется в результате выполнения инструкции присваивания;
- : = — символ инструкции присваивания.
- Выражение — выражение, значение которого присваивается переменной, имя которой указано слева от символа инструкции присваивания.
Пример:
Surama := Сеnа * Kol; Skidka := 10; Found := False;
Выражение
Выражение
состоит из операндов и операторов. Операторы находятся между операндами и
обозначают действия, которые выполняются над операндами. В качестве
операндов выражения можно использовать: переменную, константу,
функцию или другое выражение. Основные алгебраические операторы
приведены в табл. 1.4.
Таблица 1.4. Алгебраические операторы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вычисление остатка от деления
|
|
|
|
|
|
При записи выражений между операндом и оператором, за исключением операторов DIV и MOD, пробел можно не ставить.
Результат применения операторов +, -, * и / очевиден.
Оператор DIV
позволяет получить целую часть результата деления одного числа на
другое. Например, значение выражения is DIV i равно 2.
Оператор MOD,
деление по модулю, позволяет получить остаток от деления одного числа на
другое. Например, значение выражения 15 MOD 7 равно 1.
В простейшем случае выражение может представлять собой константу или переменную.
Примеры выражений:
123 0.001 i+1
А + В/С Summa*0.75 (В1+ВЗ+ВЗ)/3 Cena MOD 100
При вычислении
значений выражений следует учитывать, что операторы имеют разный
приоритет. Так у операторов *, /, DIV, MOD более высокий приоритет,
чем у операторов + и -.
Приоритет
операторов влияет на порядок их выполнения. При вычислении значения
выражения в первую очередь выполняются операторы с более высоким
приоритетом. Если приоритет операторов в выражении одинаковый, то
сначала выполняется тот оператор, который находится левее.
Для задания нужного порядка выполнения операций в выражении можно использовать скобки, например:
(r1+r2+r3)/(r1*r2*r3)
Выражение,
заключенное в скобки, трактуется как один операнд. Это означает, что
операции над операндами в скобках будут выполняться в обычном
порядке, но раньше, чем операции над операндами, находящимися за
скобками. При записи выражений, содержащих скобки, должна соблюдаться
парность скобок, т. е. число открывающих скобок должно быть равно
числу закрывающих скобок. Нарушение парности скобок — наиболее
распространенная ошибка при записи выражений.
Тип выражения
Тип выражения
определяется типом операндов, входящих в выражение, и зависит от
операций, выполняемых над ними. Например, если оба операнда,
над которыми выполняется операция сложения, целые, то очевидно, что
результат тоже является целым. А если хотя бы один из операндов
дробный, то тип результата дробный, даже в том случае, если дробная
часть значения выражения равна нулю.
Важно уметь
определять тип выражения. При определении типа выражения следует иметь в
виду, что тип константы определяется ее видом, а тип переменной
задается в инструкции объявления. Например, константы о, 1 и -512 —
целого типа (integer), а константы 1.0, 0.0 и 3.2Е-05 — вещественного
типа (real).
В табл. 1.5 приведены правила определения типа выражения в зависимости от типа операндов и вида оператора.
Таблица 1.5. Правила определения типа выражения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хотя бы один из операндов real
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполнение инструкции присваивания
Инструкция присваивания выполняется следующим образом:
1. Сначала вычисляется значение выражения, которое находится справа от символа инструкции присваивания.
2. Затем вычисленное значение записывается в переменную, имя которой стоит слева от символа инструкции присваивания.
Например, в результате выполнения инструкций:
- i:=0; — значение переменной i становится равным нулю;
- а:=b+с; — значением переменной а будет число, равное сумме значений переменных ь и с;
- j :=j+1; — значение переменной j увеличивается на единицу.
Инструкция
присваивания считается верной, если тип выражения соответствует или
может быть приведен к типу переменной, получающей значение. Например,
переменной типа real можно присвоить значение выражения, тип
которого real или integer, а переменной типа integer можно присвоить
значение выражения только типа integer.
Так, например, если переменные i и п имеют тип integer, а переменная d — тип real, то инструкции
i:=n/10; i:=1.0;
неправильные, а инструкция
d:=i+1; правильная.
Во время
компиляции выполняется проверка соответствия типа выражения типу
переменной. Если тип выражения не соответствует типу переменной, то
компилятор выводит сообщение об ошибке:
Incompatible types ... and ...
где вместо
многоточий указывается тип выражения и переменной. Например, если
переменная п целого типа, то инструкция n: = m/2 неверная, поэтому во
время компиляции будет выведено сообщение :
Incompatible types 'Integer' and.'Extended'.
Стандартные функции
Для выполнения
часто встречающихся вычислений и преобразований язык Delphi
предоставляет программисту ряд стандартных функций.
Значение
функции связано с ее именем. Поэтому функцию можно использовать в
качестве операнда выражения, например в инструкции присваивания. Так,
чтобы вычислить квадратный корень, достаточно записать k:=Sqrt(n),
где Sqrt — функция вычисления квадратного корня, п — переменная,
которая содержит число, квадратный корень которого надо вычислить.
Функция
характеризуется типом значения и типом параметров. Тип переменной,
которой присваивается значение функции, должен соответствовать типу
функции. Точно так же тип фактического параметра функции, т. е.
параметра, который указывается при обращении к функции, должен
соответствовать типу формального параметра. Если это не так, компилятор
выводит сообщение об ошибке.
Математические функции
Математические функции (табл. 1.6) позволяют выполнять различные вычисления.
Таблица 1.6. Математические функции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Случайное целое число в диапазоне от 0 до n- 1
|
|
|
|
|
|
Величина угла
тригонометрических функций должна быть выражена в радианах. Для
преобразования величины угла из градусов в радианы используется
формула (а*з.141525б)/180, где: а— величина угла в градусах;
3.1415926 — число л. Вместо дробной константы 3.1415926 можно
использовать стандартную именованную константу PI. В этом случае
выражение пересчета угла из градусов в радианы будет выглядеть так:
a*Pi/180.
Функции преобразования
Функции
преобразования (табл. 1.7) наиболее часто используются в инструкциях,
обеспечивающих ввод и вывод информации. Например, для того чтобы
вывести в поле вывода (компонент Label) диалогового окна значение
переменной типа real, необходимо преобразовать число в строку
символов, изображающую данное число. Это можно сделать при помощи
функции FloatToStr, которая возвращает строковое представление значения
выражения, указанного в качестве параметра функции.
Например, инструкция Labeii.caption := FioatTostr(x) выводит значе-ние переменной х в поле Labeii.
Таблица 1.7. Функции преобразования
|
Функция
|
Значение функции
|
|
|
|
Символ, код которого равен n Строка, являющаяся изображением целого k
|
|
|
|
Строка, являющаяся изображением вещественного n
|
|
|
|
Строка, являющаяся изображением
вещественного п. При вызове функции указывают: f — формат
(способ изображения); k — точность (нужное общее количество цифр);
m — количество цифр после десятичной точки
|
|
|
|
Целое, изображением которого является строка s
|
|
|
|
Вещественное, изображением которого является строка s
|
|
|
|
Целое, полученное путем округления n по известным правилам
|
|
|
|
Целое, полученное путем отбрасывания дробной части n
|
|
|
|
Дробное, представляющее собой дробную часть вещественного n
|
|
|
|
Дробное, представляющее собой целую часть вещественного n
|
|
|
|
|
|
Использование функций
Обычно функции
используют в качестве операндов выражений. Параметром функции может быть
константа, переменная или выражение соответствующего типа. Ниже
приведены примеры использования стандартных функций и функций
преобразования.
- n := Round((x2-x1)/dx);
- x1:= (-b + Sqrt(d)) / (2*а);
- m := Random(10);
- cena := StrToInt(Edit1.Text);
- Edit2.Text := IntToStr(100);
- mes := 'x1=' + FloatToStr(xl);
|