Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию
Организационная структура управления на
предприятии определяет состав и функции управления структурных
подразделений. Организационная структура регламентирует схему
информационных потоков системы управления, уровни принятия решений.
Типовыми организационными структурами являются:
- линейно-функциональная структура, закрепляющая за подразделениями ограниченные функции управления;
- дивизионная структура на основе бизнес-единиц, закрепляющая за подразделением функции полного управленческого цикла;
- матричная структура, сочетающая функции линейно-функциональной и дивизионной структур.
Наряду с организационной существует и
«финансовая структура» предприятия, образованная центрами финансового
учета и ответственности. Эта структура является основой финансового
планирования предприятия.
С учетом организационной и финансовой
структуры предприятия, внешних и внутренних экономических условий
выбираются методы управления деятельностью предприятия, обеспечивающие
достижение бизнес-целей.
В мировой практике самыми популярными методологиями управления являются: MRP, JIT, SCM, ERP.
MRP (Manufacturing Resource Planning)
или «Планирование производственных ресурсов» – методы управления
промышленным предприятием в условиях конкурентной рыночной экономики.
Метод MRP (MRPI и MRPII) обеспечивает формирование производственных
планов на основании портфеля заказов и прогнозирования сбыта готовой
продукции по периодам. Выполняется предварительная оценка плана
производства по потребностям в ключевых производственных ресурсах
предприятия (оборудование, трудовые ресурсы, материалы, электроэнергия и
т.п.) на производственную программу. Далее осуществляются оперативное
управление и учет выполнения планов производства и поставок, складской
учет и управление материально-производственными запасами. Метод MRP
использует развитый управленческий учет и систему бухгалтерского учета
международного класса (GAAP, IAS). Для принятия управленческих решений
применяются информационные технологии анализа и статистического
моделирования, а также оптимизационные расчеты. Непрерывно
осуществляется оперативное формирование бухгалтерского баланса и анализ
экономических и финансовых показателей деятельности предприятия.
JIT (Just in time)
– управление, основанное на высочайшей организации бездефектного
производства, синхронизации производственных процессов, включая операции
с поставками комплектующих и материалов, выполнением субподрядных
работ. Применяется, в основном, на предприятиях с массовым характером
производства.
SCM (Supply Chain Management) –
управление расширенной производственной цепочкой. Осуществляется
поддержка полного управленческого цикла выпуска продукции – от
проектирования до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи.
Метод основан на стандарте CSRP и ориентирован на управление внешними по
отношению к предприятию элементами производственной цепочки.
ERP (Enterprise Resource Planning)
– управление ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми) в рамках
единой корпорации. Эта методология полностью базируется на MRPII и
отличается от нее еще бóльшим масштабом предприятий, которые становятся
корпорациями. Согласно концепциям ассоциации APICS (Американское
общество управления производством и запасами) современная система
управления предприятием ERP должна включать:
- управление цепочкой поставок;
- усовершенствованное планирование и согласование расписаний;
- модуль автоматизации продаж;
- модуль конфигурирования системы;
- окончательное планирование ресурсов;
- интеллект бизнеса, OLAP-технологии;
- модуль электронной коммерции;
- управление данными об изделии.
Цель ERP-системы – согласованное
функционирование всех компонентов системы, оптимизация по времени
выполнения и потребляемым ресурсам. Наиболее популярными ERP-системами
являются: SAP/R3, BAAN, Oracle Applications, Renaissance CS и др.
Общие требования, предъявляемые объектом информатизации (предприятием) к информационным системам управления:
- реализация управленческих функций в полном объеме, в заданные сроки с
требуемым уровнем качества получаемой информации для целей управления;
- применение эффективных технологий сбора, регистрации, передачи, хранения, обработки, представления информации;
- надежность компьютерных информационных систем управления;
- защита информации;
- высокая степень адаптивности компьютерной информационной системы управления.
|