Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию
I.Использование относительных и средних величин в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Экономические
явления и процессы выражаются обычно в абсолютных относительных
показателях. Абсолютный показатель характеризует количественные размеры
явления безотносительно к размеру других явлений. Относительные
показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной
других явлений или с величиной этого явления, но взятой за другой период
времени. Относительный показатель получают делением одной величины на
другую.
В АФХД используют следующие виды относительных величин:
- относительная величина планового задания;
- плановый показатель текущего года/фактический величина прошлого года
- относительная величина выполнения плана;
- фактическая величина показателя за отчетный год/плановая величина показателя за отчетный год
- относительная величина динамики;
- фактический показатель текущего периода/величина показателя за предшествующий период
Относительные величины динамики = темпы роста.
- цепные темпы роста - показатель последующего года сравнивают с предыдущим;
- базисные - каждый показатель сравнивают с показателем базисного года
(базисным годом можно считать первый год деятельности предприятия).
- показатель структуры (удельный вес) - показывают относительную долю
составного элемента исследуемого показателя от общей суммы
(рассчитывается в процентах);
- относительная величина координации - соотношение частей целого между
собой. Примером может служить соотношение в пассиве баланса предприятия
собственного и заемного капитала.
Помимо абсолютных и относительных величин в анализе хозяйственной
деятельности используются средние величины. Они применяются для
обобщенной характеристики группы однородных явлений по количественному
признаку, то есть одним числом характеризуют всю группу объектов.
II.Способы группировки информации. Группировка
информации - деление изучаемой совокупности объектов на однородные
группы по соответствующим признакам. В зависимости от целей анализа
используют структурные типологические и аналитические группировки.
Структурные группировки позволяют изучить внутреннее строение показателя
и соотношение в нем отдельных частей. Например, с помощью структурной
группировки можно изучить состав рабочих по профессиям, стажу работы, по
возрасту и т.д. Примером типологической группировки могут быть группы
населения по роду деятельности; или группировка предприятий по видам
деятельности или по формам собственности. Аналитические группировки
используются для определения связей между отдельными изучаемыми
объектами. Группировки подразделяются по сложности построения:
- простые (с помощью которых изучается взаимосвязь между объектами, структурированными по определенному признаку);
- комбинированные (сначала делятся по одному признаку, а потом внутри каждой подгруппы происходит деление по другим признакам.
III.Эвристические методы АФХД. Эвристические
методы АФХД относятся к неформальным методам решения экономических
задач. Они используются в тех случаях, когда основным источником
получения информации является интуиция ученых и специалистов, работающих
в определенных сферах науки и бизнеса. Из них наиболее распространенным
является метод экспертных оценок. Сущность этого метода заключается в
организованном сборе суждений специалистов по исследуемой проблеме с
последующей обработкой полученных ответов. При использовании этого
метода проводится опрос специалистов. Такой опрос может быть
индивидуальным, коллегиальным, очным или анонимным. Организаторы такого
опроса определяют объекты и цели экспертизы, подбирают экспертов (причем
компетентных), а затем анализируют и обобщают результаты экспертизы.
Разновидности метода экспертных оценок:
- метод "мозговой атаки" (возникновение идей происходит в творческом споре и личном контакте специалистов);
- метод "мозгового штурма" (когда одна группа экспертов выдвигает идею, а другая ее анализирует);
- метод "дельфин" (предусматривает анонимный опрос специалиста по
заранее подготовленным вопросам с последующей обработкой ответов).
IV.Способы табличного отражения аналитических данных, графические способы анализа. Результаты
анализа, как правило, излагаются в виде таблиц. Таблица - наиболее
рациональная и удобная для восприятия форма анализа. Существует три вида
таблиц:
- простые таблицы (где перечисляются элементы характеризуемого объекта);
- групповые таблицы (данные объединяются в группы по однородному признаку);
- комбинированные (данные разбиваются на группы и подгруппы по нескольким признакам).
Групповые и комбинированные таблицы предназначены для установления
связи между изучаемыми явлениями, а простые таблицы просто дают перечень
информации об изучаемом объекте. Из графического представления
информации наибольшее распространение в анализе хозяйственной
деятельности получили диаграммы.
V.Способ сравнения в АФХД. Сравнение
- научный метод познания, в процессе которого изучаемые явления и
объекты сопоставляются с уже известными или изученными ранее с целью
определения общих черт, либо различий между ними.
Типичные ситуации, в которых используется метод сравнения. Сопоставление плановых и фактических показателей. Это сравнение может использоваться для:
- оценки степени выполнения плана;
- для проверки обоснованности плановых показателей (для этого
используются фактические показатели за 3-5 лет и средние данные этих
показателей сравниваются с плановыми показателями текущего года);
- для выявления резервов производства (с этой целью фактические данные
об объеме производства и произведенных мероприятиях за год сравнивают с
плановым; если план по каким-либо мероприятиям не был выполнен, то это
можно рассматривать как неиспользованный резерв увеличения производства
продукции).
- для выявления резервов производства (с этой целью фактические данные
об объеме производства и произведенных мероприятиях за год сравнивают с
плановым; если план по каким-либо мероприятиям не был выполнен, то это
можно рассматривать как неиспользованный резерв увеличения производства
продукции).
- Сопоставление фактических показателей с утвержденными нормами. Такое
сравнение необходимо для выявления экономии или перерасходов ресурсов
на производство продукции. Для оценки эффективности их использования в
процессе производства и определения утерянных возможностей выпуска
продукции и снижения себестоимости.
- Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых лет.
Это дает возможность оценить темпы изменения изученных показателей и
определить закономерности развития экономических процессов на
предприятии.
- Сопоставление показателей анализа предприятия с достижениями науки и
передовыми показателями результатов работы других предприятий позволяет
выявить новые возможности производства.
- Сравнение показателей анализа предприятия со средними показателями
по городу или области также дают возможность выявить новые возможности
производства.
|