Модульное программирование
- это организация программы как совокупности небольших независимых
блоков (модулей), структура и поведение которых подчиняется определенным
заранее правилам.
Модулем (в модульном
программировании) называется множество взаимосвязанных подпрограмм
(процедур) вместе с данными, которые эти подпрограммы обрабатывают.
Модульное программирование предназначено для разработки больших программ.
Разработкой
больших программ занимается коллектив программистов. Каждому
программисту поручается разработка некоторой самостоятельной части
программы. И он в таком случае отвечает за конструирование всех
необходимых процедур и данных для этих процедур. Сокрытие данных (запрет
доступа к данным из-за пределов модуля) предотвращает их случайное
изменение и соответственно нарушение работы программы. Для
взаимодействия отдельных частей (модулей) программы коллективу
программистов необходимо продумать только интерфейс (взаимодействие)
сконструированных модулей в основной программе.
Понятие и структуру модуля в терминах языка Pascal.
Модуль (unit) – программная единица, текст которой компилируется независимо (автономно).
Модуль содержит 4 раздела: заголовок, интерфейсная часть (раздел объявлений), раздел реализации и раздел инициализации.
UNIT <имя модуля>; {заголовок}
INTERFACE {интерфейсная часть}
Uses <используемые модули>;
Const <объявления глобальных констант>;
Type <объявления глобальных типов>;
Var <описание глобальных переменных>;
Procedure <заголовки(!) доступных процедур>;
. . .
Function <заголовки(!) доступных функций>;
. . .
IMPLEMENTATION {раздел реализации}
Uses <используемые при реализации модули>;
Const <объявления скрытых (локальных) констант>;
Type <объявления скрытых (локальных) типов>;
Var <описание скрытых (локальных) переменных>;
Procedure <тела(!) скрытых (локальных) процедур>;
. . .
Function <тела(!) скрытых (локальных) функций>;
BEGIN
<основной блок модуля = раздел инициализации>
END.
Замечание. Различие всех описаний, содержащихся в разделах интерфейса и реализации, заключается в сфере их использования. В интерфейсном разделе – внешние описания, в разделе реализации – внутренние.