Культура в годы Великой Отечественной Войны
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагичных страниц в
истории России. Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран
того времени – фашистской Германией стало возможным только ценой
огромного напряжения сил и величайших жертв. Немалую роль в достижении
Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны литература
стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие
писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. М.
Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров.
Советский татарский поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем
патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к
творчеству. Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди
фронтовиков имели стихотворения Константина Михайловича Симонова
(1915–1979) («Жди меня»). Огромную популярность приобрел Василий Теркин –
герой поэмы Александра Трифоновича Твардовского (1910–1971), простой
боец, заводила и балагур. Многие стихи были положены на музыку и стали
песнями (например, «Землянка» А. А. Суркова). В прозе создавались
произведения, посвященные войне (К. М. Симонов «Дни и ночи», А. А.
Фадеев «Молодая гвардия»). На передовую выезжали театрально-концертные
бригады. Кинематографисты выпускали документальные фильмы и
художественные картины военно-патриотической тематики («Секретарь
райкома» реж. И. А. Пырьев, «Нашествие» реж. А. М. Роом, «Два бойца»
реж. Л. Д. Луков и др.). Историческое кино было представлено первой
серией фильма «Иван Грозный» (реж. С. М. Эйзенштейн), вышедшей на экраны
в 1945 г. Художники создавали плакаты. В самом начале войны появился
необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать
зовет!». Много работали в жанре плаката Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П.
Н. Крылов, Н. А. Соколов). Возрождаются традиции «Окон РОСТА», которые
теперь именуются «Окна ТАСС». Военная тема нашла выражение в станковых
произведениях А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942 г.), А. А.
Пластова «Фашист пролетел» (1942 г.), С. В. Герасимова «Мать партизана»
(1943 г.). В симфонической музыке событием стала премьера героической
Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, состоявшаяся в блокадном Ленинграде.
Важнейшей
задачей советского правительства после войны в области культуры стало
восстановление сферы образования. Потери были огромны: разрушены
школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены
библиотеки, музеи и т. д. Из бюджета на образование выделялись большие
средства (больше, чем до войны: 2,3 млрд. руб. в 1940 г. и 3,8 млрд.
руб. в 1946 г.) К делу восстановления школьного образования подключилась
вся страна. Большое количество новых школьных зданий было построено
методом народной стройки. Со временем, и довольно быстро, удалось
восстановить и даже превзойти довоенное количество учащихся. Страна
перешла к системе всеобщего семилетнего образования, но сделано это было
во многом за счет снижения качества, т. к. нехватку преподавателей в
стране пришлось ликвидировать путем создания краткосрочных курсов или
подготовки преподавателей по сокращенной программе в учительских
институтах. И все же система образования динамично развивалась. В 1946
г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в
Министерство высшего образования СССР. Соответствующее подразделение –
Отдел науки и высших учебных заведений был создан в ЦК ВКП (б).
Дополнительные
инвестиции шли и в науку. В короткий срок была восстановлена
материальная база научных учреждений. Открывались новые
научно-исследовательские институты, были созданы даже новые Академии
наук в Казахстане, Латвии и Эстонии. Однако по-прежнему в отношении
власти к науке продолжал господствовать грубый диктат
чиновников-непрофессионалов.
Великая Отечественная война, ставшая
величайшим испытанием для советского народа, пробудила в людях лучшие
качества. Окончание войны сопровождали оптимистические настроения.
Народ, победивший фашизм и освободивший от него мир, чувствовал в себе
силы и право на свободу и на достойную жизнь. Ослабление режима, однако,
не входило в планы партийно-государственной верхушки. Отсюда новый
виток репрессий и глубокий кризис, охвативший русскую культуру на излете
сталинской эпохи.
По-прежнему закрывались возможности для
развития многих перспективных направлений исследований. В 1938 г. место
президента ВАСХНИЛ занял Т. Д. Лысенко. Он был ярым противником
генетики, и его позиция по этому вопросу стала в агробиологии решающей.
Собственные теоретические построения Лысенко, обещавшего быстрое
увеличение урожайности сельхозкультур в короткие сроки, не
подтверждались экспериментами, но руководство страны было на его
стороне. В результате на сессии ВАСХНИЛ, прошедшей в августе 1948 г.,
генетика была объявлена «буржуазной лженаукой». Это означало полное
прекращение исследований в этой области. Государство цинично
эксплуатировало труд ученых, осужденных за якобы антисоветскую
деятельность. Их содержали в специальных зонах, «шарашках», где они
отбывали свои сроки и бесплатно работали над на научными проблемами,
решение которых имело важное оборонное значение.
Еще более
губительным оказалось давление партийно-государственного пресса для
гуманитарной науки. За послевоенное десятилетие достижения в этой сфере
очень невелики. Научную общественность сотрясали разворачивавшиеся одна
за другой кампании: кампанию по борьбе с формализмом сменила кампания по
борьбе с «космополитизмом и низкопоклонством перед Западом». Неприятие
достижений западной культуры стало официальной позицией. Главная цель
этой кампании заключалась в том, чтобы воздвигнуть идеологическую стену
между СССР и Западом. Многие деятели искусств и культуры, творчеству
которых был чужд узко-патриотический обскурантизм, подвергались
гонениям. Неосторожное высказывание, противоречащее насаждаемым догмам,
могло стоить человеку не только работы и свободы, но и жизни. Кроме
того, в кампании борьбы с космополитизмом был силен антисемитский
компонент.
Партия и правительство грубо вмешивались в
исследовательский процесс. Партийные деятели принимали участие в научных
дискуссиях, полностью лишая участвовавших в них специалистов
возможности свободно высказываться. Так, в состоявшейся в 1947 г.
дискуссии по философии принял участие член Политбюро ЦК А. А. Жданов, а в
дискуссиях по языкознанию (1950 г.) и по политэкономии (1951 г.) принял
участие сам «корифей наук» – Сталин. Все эти меры призваны были
напугать, «поставить на место» представителей интеллигенции, вернуть
атмосферу тотального страха, успевшую за годы войны несколько поредеть.
Так
же обстояло дело и в сфере художественного творчества. В 1946–48 гг.
были приняты постановления ЦК ВКП (б): «О журналах «Звезда» и
«Ленинград»», «О репертуаре драматических театров и мерах по его
улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь»», «Об опере В. Мурадели
«Большая жизнь»». Преследованиям подверглись многие известные советские
композиторы: Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, В. Я.
Шебалин, А. И. Хачатурян, писатели и поэты А. А. Ахматова, М. И.
Зощенко, кинорежиссер Г. М. Козинцев.
В литературе безраздельно
господствовал соцреализм. Ведущей темой для литераторов была прошедшая
война, однако в официальной литературе раскрывалась она в то время
довольно однообразно. Это не означает, конечно, что ничего хорошего не
было написано. Талантливым писателем был Борис Николаевич Полевой
(Кампов) (1908–1981). В 1946 г. им была создана «Повесть о настоящем
человеке», в основу которой были положены реальные события: подвиг Героя
Советского Союза летчика А. П. Маресьева, который был ранен, лишился
ног, но продолжал летать. В чертах главного персонажа произведения
летчика Мересьева нашел выражение образ советского положительного героя.
Эта повесть – одно из лучших произведений «воспитывающей» литературы
соцреализма, традиции которой были заложены Н. Островским в романе «Как
закалялась сталь». О Великой Отечественной войне и о послевоенном мире
писал Э. Г. Казакевич («Двое в степи» 1948 г., «Весна на Одере» 1949
г.). Историю трех поколений рабочей династии изобразил в своем романе
«Журбины» (1952 г.) В. А. Кочетов.
Развитие живописи и скульптуры
по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной войны
нашла отражение в картинах Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» («Василий
Теркин» 1951 г.), А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947 г.).
Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война
представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось
передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического
реализма стала картина украинской художницы Т. Н. Яблонской «Хлеб» (1949
г.). Большое распространение имели картины, тяготеющие к
повествовательности в духе традиций передвижников. Широкой известностью в
советское время пользовалась картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка»
(1952 г.).
Главной задачей архитекторов было восстановление
разрушенного войной. Почти заново пришлось отстраивать Сталинград, Киев,
Минск, Новгород. В стилистическом отношении продолжает господствовать
неоклассика «сталинский ампир». В Москве возводятся знаменитые
увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры
переплетаются с элементами древнерусской. Наиболее удачным принято
считать здание Московского университета на Воробьевых горах.
|
Категория: История | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 5303
| Рейтинг: 2.5/2 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 16 Гостей: 16 Пользователей: 0 |
|
|