Ещё в начале 12 века русский летописец,
монах Киево-Печерского монастыря Нестор, которого большинство историков
считают автором знаменитой летописи «Повесть временных лет», задался
вопросом «Откуда есть Русская земля». Этот вопрос интересуют ученых и
сейчас.
Существует несколько теорий происхождения славян. Одна из
таких теорий Нестора. Он, опираясь на библейское сказание о том, что
после «Великого потопа» сыновья Ноя разделили между собой землю и один
из них Аорет взял под своё покровительство страны Европы. Славяне вошли в
часть мира, который управлял Аорет. Прародиной древних славян является
бассейн реки Вислы (территория современной Польши). В 1 веке н. э.
славяне начали расселяться в верховья Днепра, Десны, Оки и остановились у
озера Ильмень и стали называться славяне Ильменские. К югу от Вислы — в
бассейне реки Днепр (территория Киева), а также в бассейн реки Дунай.
Эта теория хорошо подтверждена археологически. Её придерживаются
большинство ученых.
Другая это теория Б. А. Рыбакова, по которой
славяне это часть населения, проживающего под владычеством скифов в 5
веке до н. э. Геродот называл их скифы-пахари. Несмотря на то, что
разработчик этой теории был археологом, его теория не подтверждена
археологически.
Восточно-славянские племена накануне образования государства
Территория расселения восточных славян
Особенностью
территории древней Руси, было то, что она носила равнинный характер.
Народам, жившим на этой равнине, сложно было обособиться. Она как бы
сближала и перемешивала их, помогала им обмениваться опытом,
достижениями культуры, традициями и обычаями. Также территория
расселения славян была богата водными путями (реками). Открытость границ
с древних времен сделало территорию Руси местом постоянных миграций
народов Европы и Азии. Также отсутствие естественных границ во многом
определило постоянное противоборство наших далеких предков с качевниками
востока. С другой стороны та же открытость во многом облегчела
постоянное расширение Руси за счет соседних земель, окружавших народов.
Географическое положение, постоянная опасность русским границам и с
востока и с запада, необходимость отвоевать себе выходы к морям
приводили к тому, что русское общество становилось милитаризированным,
то есть, проникнутым военными настроениями.
Славяне расселились
на территории от Ладожского озера по среднее течение реки Днепр. От реки
Буг до верховей Днепра. Особенностью расселения славян было то, что
племенные союзы восточных славян сложились в бассейнах крупных рек, где
впоследствии возникли центры племенных княжеств. В районе озера Ильмень и
Двины расселились славяне Ильменские. В районе реки Припяти расселились
дреговичи и древляне. В верховьях Днепра по рекам Сож и Сейм жили
радимичи. В среднем течении Днепра расселились поляне. В бассейне реки
Десны — северяне. На северо-востоке, в бассейне реки Оки — вятичи.
Основные занятия славян исходили из
особенностей земли. В лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие.
Степную же землю осваивали путем переполоха. Но все равно урожайность
была низкая по причине резко-континентального климата. Другие промыслы
славян: рыболовство, охота, также было очень распространено
бортничество. Новгородско-ильменский край был богат лесами, там
расцветал пушной промысел. В южных областях практиковалась охота на
лосей и медведей. Обилие рек, озер, хорошо разветвленная
воднотранспортная система способствовала развитию мореходства, торговли,
различных ремесел производящих продукцию для обмена. На перепутьях
торговых путей основывались крупные города, племенные центры, такие как
Киев и другие.
Общественный строй восточных славян
Накануне
образования государственности славяне жили соседской общиной в которой
оформилась частная собственность. У каждой семьи было право на
расчищенную земля — лядину. В славянском обществе выделялись военные
вожди и формировалась дружина. Дружина это особый вид населения,
занимающейся только военной деятельностью, в частности нападением. Для
обороны же существовало ополчение свободных общинников. Дружинники
занимались не только завоевательными походами, но и управляли
присоединенными землями. На Руси в то время сложилось предклассовое
общество. Во главе стоял князь, которому подчинялись дружина и воеводы.
Ниже шли смерды или как их ещё называли мужи (главы патриархальных семей
у которых было право участвовать в войске). Ещё ниже шли челядь — это
члены семей мужей и холопы, у которых не было право участвовать в
войске.
Культура и религия восточных славян
Сложной,
разнообразной, с детально разработанными обычаями была религия восточных
славян. Её истоки уходят в индо-европейское древние верования и ещё
дальше к временам палиолита. Религия, существовавшая у разных народов до
принятия ими христианства или ислама, называлась язычеством
(многобожие). Славяне населили мир разными богами и богинями. Во главе
славянских богов стоял великий сварог — бог вселенной. Его сыновья —
сварожичи — солнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца
Даждьбог весьма почитался славянами. Молились славяне роду и рожаницам —
богу и богинями плодородия. Этот культ был связан с земледельческими
занятиями населения и был поэтому особенно популярен.
Бог Велес
почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, Стрибог
повелевал ветрами. По мере слияние славян с некоторыми иранскими и
угро-финскими племенами их боги перекочевали и в славянский пантеон. Так
в 8-9 веках у славян почитался бог солнца Хорс. С началом военных
походов у славян все больше на первый план выдвигается бог грома и
молнии Перун. Появляется особое отношение к погибшим воинам
(погребальные костры, курганы и так далее). У славян существовал годовой
цикл земледельческих праздников: Коляда, день весеннего равноденствия,
масленица, 1-2 мая отмечают появление первых весенних всходов, праздник
Ивана Купалы и так далее. Многие из этих праздников сохранились и
сейчас. В каждом доме у славян были идолы богов, так же существовал
культ Шуров, небольших семейных идолов домов.