Основные черты хозяйственной структуры
государств-полисов Древней Греции свидетельствуют о формировании в
середине первого тысячелетия до н. э. рабовладельческого обществао. В
наиболее законченном виде эта система сложилась в развитых
торгово-промышленных полисах Греции, одним из которых были Афины. Под
влиянием многих социально-экономических, этических и политических
факторов здесь к тому же сложилась особая политическая система, ставшая
первым в истории образцом демократической государственности,
способствовавшей в V-IV вв. до н.э. расцвету афинского общества - его
производительных сил, полисной организации, древнегреческой культуры.
Реформы Эфиальта и Перикла. Их место в истории Афинского государства.
Политическая
жизнь в самих Афинах в этот период характеризовалась борьбой двух
течений: демократического и олигархического. Демократические тенденции
представляли зажиточный демос, ремесленники и крестьяне. Их идеалом был
государственный строй, при котором верховная власть принадлежала бы
подавляющему большинству граждан, организованным в Народное собрание.
Представители олигархического течения (земельная аристократия, крупные
землевладельцы) стремились к такому государственному устройству, при
котором вся полнота гражданских прав, выраженная прежде всего в
возможности управлять государством, была бы предоставлена лишь наиболее
богатой части граждан. Противоборство двух течений в конечном итоге
закончилось победой демократии.
Дальнейшая демократизация политической системы афинского государства в V веке до н.э. была связана с именами Эфиальта и Перикла.
Сущность
реформы Эфиальта заключалась в том, что он, организовав судебный
процесс над коррумпированными ареопагитами, отнял у ареопага право
налагать вето на постановления Народного собрания и передал его
народному суду (гелиэе) (462 г. до н.э.). Принадлежавшее ареопагу право
контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло
к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом - к гелиэе.
Параллельно
были сужены судебные полномочия ареопага: в его ведении сохранялись
лишь религиозные дела и некоторые уголовные. Ареопаг, таким образом,
почти полностью был лишен политической власти.
Кроме того, с именем Эфиальта античная традиция связывает обычай выставлять все документы на Агоре для всеобщего ознакомления.
С
именем Перикла связывается два важнейших законодательства: о
гражданских правах и об оплате должностных лиц. Прежде всего, была
введена плата судьям. Народный суд составлял основу всей демократической
системы афинского государства. К середине V века до н.э. гелиэя
объединяла 6 тысяч афинских граждан, которые должны были заседать в
различных судебных комиссиях, отрываясь от своих повседневных дел.
В
соответствии с требованиями гражданской реформы Перикла, гражданином
Афин мог считаться лишь тот, чьи мать и отец были афинянами.
В
период правления Перикла происходит более четкое разделение властей:
законодательная принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету
500 и магистратам, судебная - гелиэе.
В целом же можно сказать,
что реформы Эфиальта и Перикла завершили процесс формирования системы
афинской рабовладельческой демократии, обеспечили механизм ее успешного
функционирования. Широкие круги граждан полиса получили возможность
принимать участие в государственной деятельности - как через избираемые
должности, так и через участие в работе Народного собрания. Право быть
избранным распространялось на всех граждан без ограничения. Введение
платы за выполнение общественных функций создавало реальную возможность
для политической деятельности малообеспеченных граждан. Был признан и
стал реальностью для любого афинского гражданина принцип свободы слова.
Основные черты рабовладельческой демократии в Афинах.
В
социальной структуре афинского общества классической эпохи можно
выделить четыре основные категории населения: 1) зажиточные
граждане-рабовладельцы, 2) демос - полноправное в политическом
отношении, но бедное или среднее по своему имущественному положению
население, 3) метеки - свободное, но политически неполноправное
население неафинского происхождения; 4) рабы.
Политика афинского государства по отношению к малообеспеченным членам гражданского коллектива в V веке до н.э. отличалась особой продуманностью. Власти Афин сознательно проводили политику, направленную на сглаживание имущественных противоречий и поддержание социальной стабильности. В результате подобной политики в греческих полисах с республиканским устройством, в частности - в Афинах, не было придворной знати, государственной бюрократии, здесь не сформировался слой замкнутого военного сословия или могущественных жрецов, как это произошло, например, в восточных деспотиях.
Метеки - проживающие в Афинах чужеземцы, обладали ограниченной правоспособностью: в частности, они не могли приобретать в собственность землю и другую недвижимость, участвовать в работе Народного собрания, избираться на должности. Браки метеков с гражданами Афин считались незаконными. Следовательно, главное, чего лишалось некоренное население Афин так это статуса полноправного гражданина.
Статус полноправного гражданина Афин
предполагал совокупность определенных прав и обязанностей. Наиболее
существенным из них было право на свободу и личную независимость от
какого-либо другого человека, право на земельный участок на территории
полиса и экономическую помощь государства в случае материальных
затруднений. В число особых привилегий полноправных граждан Афин входило
почитание и защита отечественных богов, участие в общественных
празднествах, защита и покровительство афинских законов.
Наконец,
рабы были абсолютно бесправными членами древнегреческого государства.
Труд рабов широко использовался в сельском хозяйстве, в работах по дому,
в ремесленных мастерских, в горном деле, морских перевозках,
строительстве и пр. Основной контингент афинских рабов в V в. до н.э.
составляли люди негреческого происхождения.