Государство Шань
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Во второй половине II тысячелетия до н.э. в Китае на обширной территории
- от Ганьсу до Шаньдуна и от Хэбэя до Хунани и Цзянси - по берегам рек
возникают разрозненные раннегородские поселения - носители бронзовой
индустрии, в которых создаются предпосылки для образования
протогосударственных структур. В масштабе одной или нескольких
территориальных общин ("городов") складывались первичные очаги
зарождающейся цивилизации. Объединение общин диктовалось и
хозяйственными нуждами (например, необходимостью коллективных усилий для
борьбы с наводнениями) [4], и военными (войнами с соседними племенами,
осложнявшимися междоусобной борьбой городов-государств). Однако
наиважнейшей причиной возникновения этих первичных раннеклассовых
образований было все усиливающееся имущественное расслоение. В Северном
Китае Шанское "городское общество", очевидно выделившееся из Иньского
союза племен как наиболее устойчивая его часть, в последние века II
тысячелетия до н.э. встало во главе довольно крупного, этнически
неоднородного и нестабильного объединения. Его правитель назывался
"ваном"; он обладал высшей военной властью и выполнял функции верховного
жреца. Об общине и "городе Шан" мы узнаем прежде всего из древнейших
на территории Китая письменных эпиграфических памятников, обнаруженных
при раскопках. Это гадательные надписи выполненные архаическим
пиктографическим письмом, в котором ученые видят прообраз китайской
иероглифической письменности. Гадательные надписи датируются XIII-XI вв.
до н.э Судя по содержанию гадательных надписей, под г. Аньян
находился культовый центр, где происходили гадания шанского и других
коллективов и хранился архив так называемого "иньского оракула". Шанское
общество жило в условиях развивающегося бронзового века (прочная
оседлость, города, отделение ремесла от земледелия). Природные условия
Среднекитайской равнины - района расселения шанцев - в III-II
тысячелетиях до н.э. были исключительно благоприятными для земледелия,
чему способствовали лёссово-илистые почвы речных пойм, регулярные дожди и
субтропический климат. Шанцы возделывали сорго, ячмень, различные виды
пшеницы. Ирригация им не была известна. Урожай целиком зависел от
дождей, о чем имеются прямые свидетельства гадательных надписей. Таким
образом, теория возникновения китайской цивилизации как земледельческой
речной цивилизации, основанной на искусственном орошении, не
подтверждается источниками. Более того, некоторые ученые даже полагают,
что не земледелие, а скотоводство составляло основу хозяйственной жизни
шанского общества. Скотоводство действительно играло немалую роль в
жизни. Распри из-за пастбищ были одной из причин войн шанцев с соседями. Важное значение имела и охота. Иньцы селились в городах, окруженных мощными оборонительными стенами. Техника
бронзового литья шанцев достигла весьма высокого уровня. Из бронзы
изготовлялись ритуальная утварь, оружие, детали колесниц, орудия труда в
подавляющем большинстве своем были каменными и костяными.
В
таких городских поселениях отдельно располагались ремесленные кварталы,
где были сосредоточены довольно крупные мастерские медников, косторезов,
каменотесов, керамические, деревообрабатывающие и др. Получило развитие
монументальное зодчество, и в частности градостроительство. В целом торговля была развита слабо и носила меновой характер, но все же имелись товаро-деньги - раковины каури. Основу шанского общества составляли свободные территориальные большесемейные общины. Ван
выступал организатором производства. Он, в частности, возглавлял
крупные земледельческие работы в правительском хозяйстве; участие в них
"братского коллектива" (чжунжэнь) общинников считалось не повинностью, а
общественно полезным трудом, частью ритуально-магического обряда,
обеспечивавшего плодородие почвы на всех полях страны. Помимо общинников
в ванском хозяйстве использовались и подневольные работники из
военнопленных. Обработка земли осуществлялась несложными орудиями: примитивной землеройной палкой, сажальным колом, двузубой мотыгой. Ван
предводительствовал на войне и на охоте. Важный вид войска, видимо
дружину вана, представляли воины на боевых колесницах. Но основную силу
шанского войска все еще составляла масса общинного населения Войны
усиливали власть вана и других военачальников, в руках которых
скапливались большие богатства. Выделились богатые и знатные роды, в
которых внутри поколения, а затем по генеалогическому родству стали
наследоваться высшие должности - прежде всего вана, определились роды,
наследовавшие жреческие обязанности. Анализ надписей дает возможность предполагать, что власть вана была ограничена шанским советом старейшин и народным собранием. Массовые
жертвоприношения и захоронения пленных, конечно, указывают на то, что
их труд не находил еще большого применения в хозяйстве. Однако есть
данные об использовании пленных из племени цянов в охоте, скотоводстве и
земледелии (на расчистке поля). Известно из надписей, что пленных не
всегда сразу же приносили в жертву. В таких случаях их могли
использовать на единовременных экстренных трудоемких работах. О
характере шан-иньского общества ученые высказывают разные мнения:
считают его и протогосударством, и первичным государствообразованием
типа города-государства, и зрелым государственным организмом с
рабовладением как системообразующим фактором общественной структуры.
Судя по последним данным, есть основания полагать, что на территории
Китая в так называемую эпоху Шан-Инь складывались разрозненные очаги
городской раннеклассовой цивилизации, принадлежавшие разным этносам, из
которых шанский, обладавший собственной письменностью, оказался наиболее
развитым. "Город Шан" возглавлял коалицию "городских обществ". С
них он время от времени взыскивал дань (форма международного
принудительного обмена), а в случае неподчинения шел на них походом; но
бывало, что соседние "города" сами нападали на шанцев.
|
Категория: История цивилизаций | Добавил: Ni-Cd (29 Ноября 2011)
|
Просмотров: 1734
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|