Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию
Византиийская империя, Византия, Восточная Римская империя
(395—1453) — государство, оформившееся в 395 г. вследствие
окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I
на западную и восточную части. Менее чем через восемьдесят лет после
раздела, Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив
Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего
Рима на протяжении почти десяти столетий истории поздней Античности и
Средневековья. Название «Византийская» Восточная Римская империя
получила в трудах западноевропейских историков уже после своего падения,
оно происходит от первоначального названия Константинополя — Виза́нтий,
куда римский император Константин I перенес в 330 году столицу империи,
официально переименовав город в Новый Рим. Сами византийцы называли
себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу — «Римской
(„Ромейской") империей» (на среднегреческом (византийском) языке —
Βασιλεία Ῥωμαίων, Basileía Romaíon) или кратко «Романией» (Ῥωμανία,
Romania). Западные источники на протяжении большей части византийской
истории называли её «империей греков» из-за преобладания в ней
греческого языка, эллинизированного населения и культуры. В Древней Руси
Византию обычно называли «Греческим царством», а её столицу —
Царьградом.
Столицей Византии на протяжении всей её
истории был Константинополь, один из крупнейших городов средневекового
мира. Наибольшие территории империя контролировала при императоре
Юстиниане I (527—565), превратившись в средиземноморскую могущественную
державу. С этого времени государство постепенно утрачивало земли под
натиском варварских королевств и восточноевропейских племён. После
славянских, лангобардских и арабских завоеваний, империя занимала лишь
территорию Греции и Малой Азии. Некоторое усиление в IX—XI веках
сменилось серьёзными потерями, распадом страны под ударами крестоносцев и
гибелью под натиском турок-сельджуков и турок-осман.
Первый период
Первый период простирается до начала
VIII века, исходные его моменты хронологически не поддаются определению,
подобно тому, как не найдена дата, разграничивающая конец древней и
начало новой истории. В смысле объема и содержания исторического
материала сюда должны входить факты, характеризующие и подготовляющие
византинизм, хотя бы они хронологически относились к цветущей поре
Римской империи. Такой же этнографический переворот, какой на Западе
подготовил переход от древней истории к средней, постепенно совершается и
на Востоке. Разница заключается в том, что Запад вполне сделался
добычей новых народов, будучи поглощен германской иммиграцией, Восток же
обнаружил больше приспособленности к новым историческим условиям и
пережил критическую эпоху с меньшими для себя потерями. В борьбе с
готами и гуннами империя понесла лишь временные потери. Труднее было
положение в VI и VII вв., когда Империя, с одной стороны, испытывала
натиск со стороны аваров и славян, с другой — персов. Победы Юстиниана
(527—565) и Ираклия (610—641) задержали напор внешних врагов и
определили на будущее время политические задачи империи. Самым важным
делом царей этого периода было организация отношения славян к империи.
Эта задача достигалась системой размещения славянских племен по западным
и восточным провинциям, предоставлением им свободных земель для
сельскохозяйственной культуры и невмешательством во внутренний порядок
славянской общины. Вследствие этого окраины империи приобрели оседлое
земледельческое население, составившее преграду против неожиданных
вторжений новых врагов; военные и экономические средства настолько
увеличились, что надвигавшаяся опасность арабского завоевания не имела
для империи гибельных последствий.
Второй период
Второй период, от Льва III Исавра до
Василия Македонянина (717—867), характеризуется такими чертами, в
которых византинизм находит себе полное и всестороннее выражение. Через
весь этот период проходит живая борьба идей, нашедшая себе внешнюю
формулу выражения в системе иконоборчества. После двадцатилетней
анархии, предшествовавшей вступлению Льва на престол, следуют две
династии восточного происхождения, стоявшие во главе империи во весь
иконоборческий период: Исавры и Армяне. Та и другая держатся на престоле
в постоянном страхе за прочность власти; антагонизм между эллинскими и
неэллинскими элементами дает о себе знать в бунтах и появлении
самозванцев. Но самая трудная проблема заключалась в разрешении вопроса,
выдвинутого иудейством и магометанством. Православному царству нанесен
был сильный удар философскими теориями и практическими из них выводами,
подвергавшими сомнению основные догматы о божественном сыновстве Иисуса
Христа и о Богородице. Византийская ученость пытается отразить этот удар
методом и средствами, почерпнутыми из эллинской философии;
правительство же пробует ряд практических мер, которыми предполагает
ослабить значение нападок со стороны иудейства и магометанства, отняв у
христианского богопочитания и богослужения символы и внешние формы.
Гонение на святые иконы разделило империю на два враждебных лагеря, в
организации которых играл важную роль и антагонизм национальностей.
Победа над иконоборством, формально одержанная в 842 г., с одной
стороны, знаменует преобладание славянских и эллинских элементов над
восточными азиатскими, с другой — подготовляет для византинизма широкое
поле деятельности в Европе. Внесение славянского обычного права в
имперское законодательство (Νόμος γεωργικός и Έκλογή) и реформы в
социальном и экономическом строе придают этому периоду глубокий интерес.
В период смут болгары захватывают у Византии город Охрид в 867.
Третий период
Период смут закончился в 867 году
приходом к власти македонской династии. Третий период длится от
вступления на престол Василия I Македонянина до Алексея I Комнина
(867—1081). Со стороны Востока самым важным событием было завоевание
острова Крит у арабов в 961 г. Существенной чертой этого периода в
области внешнеполитической истории является самый выразительный и
проходящий через весь период факт — войны с болгарами. Тогда в первый
раз поставлен был вопрос о политической роли славянского элемента.
Симеон Болгарский принятием царского титула и устройством независимого
церковного управления претендовал перенести на славян главенство в
империи. Театр военных действий переносился от Адрианополя и Филиппополя
в Грецию и к Дарданеллам. Участие русского князя Святослава в этой
войне сопровождалось гибельными последствиями для славянского движения. В
1018 году византийцы захватили столицу Первого Болгарского царства,
город Охрид, болгары побеждены и их территория вошла в состав империи.
Временное усиление империи (12 век)
В 1019 году, завоевав Болгарию, Армению и
Иберию, Василий II отпраздновал великим триумфом наибольшее усиление
империи со времён, предшествующих арабским завоеваниям. Завершали
картину блестящее состояние финансов и расцвет культуры. Однако
одновременно начали появляться первые признаки слабости, что выражалось в
усилении феодальной раздробленности. Знать, контролировавшая огромные
территории и ресурсы, часто успешно противопоставляла себя центральной
власти.
Упадок начался после смерти Василия II,
при его брате Константине VIII (1025—1028) и при дочерях последнего —
сначала при Зое и её трёх последовательно сменивших друг друга мужьях —
Романе III (1028—1034), Михаиле IV (1034—1041), Константине Мономахе
(1042—1054), с которым она разделяла трон (Зоя умерла в 1050), и затем
при Феодоре (1054—1056). Ослабление проявилось ещё более резко после
прекращения Македонской династии.
Четвертый период
Четвертый период — от вступления на
престол Алексея I Комнина до 1261 года. Весь интерес периода главным
образом сосредоточивается на борьбе европейского Запада с азиатским
Востоком. Крестоносное движение (см. Крестовые походы) неминуемо должно
было затронуть Византийскую империю и поставить ее в необходимость
заботиться охранением собственных владений. Вожди крестоносных ополчений
мало-помалу теряют из виду первоначальную цель движения — Святую землю и
ослабление могущества мусульман и приходят к мысли о завоевании
Константинополя. Вся мудрость политики царей Комнинов (Алексея и
Мануила) сосредоточилась на том, чтобы держать в равновесии враждебные
империи элементы и не допустить преобладания одного из них над другим.
Вследствие этого политические союзы заключаются попеременно то с
христианами против магометан, то обратно; отсюда особенно поразившее
крестоносцев первого похода явление — половецкие и печенежские орды на
службе империи. В 1204 году крестоносцы четвертого похода овладели
Константинополем и поделили между собой империю. Но горсть патриотов во
главе с Феодором Ласкарисом удалилась в Никею, и там образовалось зерно
политического движения против латинян и очаг свободы, к которому
устремились помыслы всех эллинов. Михаил Палеолог в 1261 г. вытеснил
латинян из Константинополя. В более или менее тесной связи с событиями
крестовых походов стоят второстепенные факты этого периода. На Востоке
появляются турки-сельджуки, которые пользуются крестовыми походами для
распространения своей власти за счет Византийской империи. На западе — с
одной стороны, норманны , утвердившиеся в Южной Италии и Сицилии,
вносят личные счеты с империей в крестоносное движение и угрожают
морским владениям Византии, с другой — болгары производят полный
переворот дел на Балканском полуострове. Восстание Петра и Асеня в конце
XII в. сопровождалось освобождением Болгарии и образованием второго
Болгарского царства, которое имело тенденцию объединить интересы всего
славянства на Балканском полуострове. Интересы Болгарского царства и
Никейской империи некоторое время совпадали ввиду общей опасности от
латинян; но с перенесением столицы обратно в Константинополь вновь
проявляется политический антагонизм, которым успешно воспользовались
османские турки.
Пятый период
Пятый период охватывает время от 1261 до
1453 года. Факты внешней и внутренней истории этого последнего периода
определяются исключительными условиями, в которых находилось царство
Палеологов. По завоевании Константинополя Михаил Палеолог употребляет
все усилия к тому, чтобы соединить под своей властью находившиеся под
чуждым господством провинции империи. Для этого он вступает в весьма
тяжкие и обременительные договоры с Генуей и Венецией, жертвуя в пользу
этих торговых республик существенными интересами империи; в этих же
соображениях он сделал весьма важные уступки Папе, дав согласие на унию с
римской церковью (Лионский собор 1274). Та и другая жертва не только не
принесли ожидаемых выгод, но напротив — сопровождались прямым ущербом
для империи. С началом XIV в. в судьбах империи начинают играть главную
роль османские турки. Завоеванием Бруссы (1326), Никеи (1330) и
Никомидии (1337) турки утвердили свое господство в Малой Азии и в 1354
г. занятием Галлиполи стали твердой ногой в Европе. Господство на
Балканском полуострове делили между собой греки, сербы и болгары.
Ревниво оберегая лишь собственные интересы, греки пользовались услугами
османских турок против славян; в свою очередь, эти последние
поддерживали турок против греков. Османское могущество вырастает на счет
политической розни между государствами Балканского полуострова.
Несмотря на грозящую со стороны турок опасность, Палеологи не были в
состоянии отрешиться от близорукой политики и продолжали возлагать все
надежды на союз с Западом и на иноземную помощь. В 1341 г., по смерти
Андроника Младшего, гражданская война из-за обладания престолом и
церковный раскол, порожденный борьбой между национальной и западнической
партиями, на долгие годы отвлекли внимание правительства от
политических дел. Между тем турки наносят грекам и славянам одно
поражение за другим: в 1361 г. взят ими Адрианополь, затем битвой на
Марице и на Косовом поле (1389) сокрушена была Сербия и скоро за тем —
Болгария (1393). Мало-помалу Византийская империя ограничена была
небольшой полосой между Черным и Мраморным морями. Хотя оставались в
связи с ней некоторые провинции, но в XIV и XV веках обнаруживается
резкий антагонизм между Константинополем и провинциями, которые
стремятся к политической особности. При царе Константине XI Палеологе
(1449—1453), братья которого Димитрий и Фома имели независимые княжения в
Пелопоннесе, Константинополь предоставлен был исключительно собственным
силам и средствам в последней борьбе его с морскими и пешими силами
Магомета II. 29 мая 1453 г. Византийская империя перестала существовать.
|