Тема отношений между мужчиной и женщиной, в частности тема роли женщины в Античном мире, всегда интересовала и будет интересовать историков. Существует немало исследований по этому поводу.
Древняя Греция
В
классическом греческом полисе ярко выражено доминирование мужского
начала. Человек — это всегда мужчина, муж. Женщина не только не занимает
высокого положения в обществе, но по своему положению всегда
несамостоятельна, полностью зависит от мужчины. Она является низшим
существом и это положение четко формулирует Аристотель. Отличаясь теми
или иными особенностями, в разных полисах положение женщины в целом
одинаково.
Женщин в афинском обществе условно можно разделить на две категории:
1)
жены и матери граждан, свободнорожденные полноправные женщины; с
социальной точки зрения женщины в Афинах вообще не могли считаться
гражданками, так как были лишены гражданских прав, хотя на уровне
обыденного сознания они воспринимались именно в этом качестве. По своему
статусу эти женщины предназначены для замужества, для законного брака.
Женщины-супруги не участвовали в общественной жизни. Их роль сводилась к
простому продолжению рода.
Жены были необразованные, по сути,
невежественные, они совершенно не разбирались в вопросах литературы,
искусства, философии, политики и пр. Самое главное, что требовалось от
них — целомудрие;
2) другая половина женского греческого мира резко
отличалась от первой. Сюда входили чужестранки, женщины, происходившие
из семьи, в которой не был зарегистрирован законный брак. И самая
большая часть — «свободные» женщины, ведущие свободный, независимый
образ жизни, но находившиеся на содержании мужчин. Они предназнача¬лись
для приятного отдыха, праздника, сопровождали и развлека¬ли своего
господина. Конечно, не все из них достигали высокого уровня. Но те,
которые этого добивались, играли заметную роль в общественной и
культурной жизни. В целом путь образования и «эмансипации» в Древнем
мире был доступен для женщин только этого типа и немыслим для жен. Они
имели свой центр, роль которого играл храм Афродиты в Коринфе. Там
молодых девушек обучали искусству обхождения, а также музыке, риторике и
даже философии.
В Греции не существовало юридических
законов, заставляю¬щих мужчин жениться. Однако существовало моральное
принуждение, например в Афинах холостые мужчины, не выполняв-шие свой
долг и не женившиеся, уважением не пользовались. В Спарте к ним
относились еще суровее: холостяцкая жизнь вела к частичной утрате
гражданских прав.
Выбор мужа — право и обязанность опекуна женщины,
как пра¬вило, им был отец, брат, либо ближайший родственник. Выда¬вать
замуж разрешалось в 12—15 лет и кровное родство не служило препятствием.
Сочетаться браком могли даже дети одного отца. Единственное ограничение
— единоутробные дети не должны были вступать в брак.
Выходя замуж, женщина полностью теряла самостоятельность. Она вела замкнутый образ жизни, занималась домашним хозяйством и большую часть времени находилась на женской половине дома — в гинекее. (В Спарте женщина не была заперта в четырех стенах и пользовалась большей свободой, была настоящей хозяйкой.) Только одно исключение давало возмож¬ность женщинам показать себя окружающим — религиозный праздник, священная церемония. В бедных семьях женщины вели более открытый образ жизни, иногда даже торговали на агоре. Жизнь за стенами дома не должна была касаться жены, как и поведение собственного мужа вне стен дома.
Древний Рим
В Риме женщины не имели гражданских прав и были формально отстранены от участия в государственных делах. Их положение не было таким приниженным, как в Греции. Римлянки пользовались относительной свободой — могли появляться в обществе, ездить в гости, посещать приемы. Что касается семейной жизни, то им не грозило затворничество на женской половине дома — в Риме не существовало подобного понятия. Обычным являлось участие римских женщин в общественной жизни. Они создавали свои женские объединения (например, в Тускуле, в Медиолане), устраивали собрания, обсуж¬дали волнующие их темы.
Женщины из высших слоев свободно ориентировались в вопросах политики и способны были энергично защищать свои права. Они оказывали влияние на политическую жизнь республики, а позднее и империи. В императорский период знатные и богатые женщины принимали участие в украшении своего города, сооружая на свои средства храмы, портики, театры, жертвовали деньги на организацию игр и раз-в-лечений. Значительна была роль женщины в государственном религиозном культе. Весталки пользовались большим уважением и почетом в римском обществе: например, глава их коллегии имела право освобождать от смерти преступника, если встречала его на пути к месту казни. Возможностей получить образование у римлянок было больше, чем у гречанок. В эпоху империи многие женщины увлекались литературой, искусством, изучали историю и философию.
Супружеские союзы были традиционно крепкими. В соответствии с правовыми нормами брак мог совершаться в двух формах: с переходом жены под власть мужа или без перехода. Подобная регламентация регулировала имущественные отношения, так как во втором случае женщина оставалась под властью отца, не порывала связи с роди¬тельской семьей и, следовательно, не теряла права на наследство. Перейдя же под власть мужа, жена оказывалась в полной зависимости от него или от его отца. В материальном плане дееспособность женщины на протяжении многих веков была ограничена: ни владеть недвижимостью, ни самостоятельно распоряжаться ею женщина не могла. Со временем, однако, процесс эмансипации затронул и эту сферу: женщины получили возможность выбирать себе опекуна или распоряжаться имуществом через посредника. В эпоху империи замужние женщины уже не нуждались в посредниках и могли самостоятельно управлять своим приданым или наследством, например составлять завещание и т. п.