Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию
Планирование – одна из
функций менеджмента (рис.10.1). В ходе планирования разрабатываются
планы. План – это намеченная на определенный период работа с указанием
ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков
выполнения; замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо.
Планирование
- одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс
определения целей и путей их достижения, заключается в систематическом
поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих
действий в заданных условиях.
Постановка цели
Планирование
Организация
Реализация
Контроль
Рис.10.1. Цикл менеджмента
Планирование можно классифицировать по нескольким критериям: – по степени охвата (общее и частичное); –
по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности
(стратегическое – поиск новых возможностей и продуктов, тактическое –
предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное –
реализация данной возможности); – по предмету (объекту) планирования (целевое, средств, потенциала, оборудования, материалов, финансов, информации, действий); – по сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы); – по охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное); – по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное); – по степени адаптивности (жесткое и гибкое).
В ряду соподчиненности планов фирмы различают следующие виды планирования: – общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы); – стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, НИОКР, персонала); –
тактическое (условий хозяйственных операций – производственных
мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и
т.д.); – оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период).
Выделяют
четыре основных функции управленческой деятельности в рамках процесса
планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде,
внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.
Распределение
ресурсов – включает в себя распределение ограниченных организационных
ресурсов, таких как фонды, управленческие кадры и технологический опыт.
Адаптация
к внешней среде – охватывает все действия, которые улучшают отношения
организации с ее окружением. Организациям необходимо адаптироваться к
внешним как благоприятным возможностям, так и возможным опасностям,
выявляя соответствующие ситуации и обеспечивая эффективное
приспособление стратегии к окружающим условиям.
Внутренняя
координация есть координация деятельности организации учитывающая ее
сильные и слабые стороны с целью достижения эффективной интеграции
внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций в
организациях, – больших или малых, – является неотъемлемой частью
деятельности менеджеров.
Осознание организационных стратегий –
деятельность предусматривает осуществление систематического развития
мышления менеджеров путем формирования организации, которая может
учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте
позволяет организации корректировать свое стратегическое направление и
повышать профессионализм в области стратегического менеджмента.
Устойчивый успех организаций обеспечивает постоянное стремление
руководства учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее.
Основными признаками стратегического планирования являются: – цель планирования – долгосрочное обеспечение существования и обеспечения реализации миссии фирмы; – носитель идеи планирования - высший менеджмент; – проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования; – горизонт планирования – длительные сроки; – охват – глобальный, широкий спектр альтернатив; – принципы – изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).
Стратегическое планирование включает в себя три основных этапа: – анализ внешней и внутренней среды; – формулировка миссии (смысла существования) и целей организации; – разработка стратегии.
Стратегия
– образ организационных действий и управляющих подходов, используемых
для достижения организационных задач и целей организации. Определение
сферы бизнеса, целеполагание, определение краткосрочных и долгосрочных
задач (программ), определение стратегии достижения цели образует
стратегический план.
Миссия организации –
выражение ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует
статус предприятия, принципы его работы, намерения руководства,
устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния
организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое
несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и
реализации целей организации. Центральным моментом миссии является
ответ на вопрос: какова главная цель организации?
Основными этапами стратегического управления являются: 1. Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы. 2. Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности. 3. Определение стратегии достижения целей деятельности. 4. Разработка и реализация стратегии; 5. Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.
Стратегии концентрированного роста: – стратегия усиления позиции уже освоенных продуктов на знакомом рынке (например, за счет маркетинговых усилий); – стратегия поиска новых рынков для уже производимого продукта; – стратегия разработки нового продукта на уже освоенном рынке.
Стратегии интегрированного роста: – стратегия обратной вертикальной интеграции (интеграция с поставщиками); – стратегия вперед идущей интеграции (интеграция с дистрибьюторами и торговыми организациями).
Стратегии диверсифицированного роста: –
стратегия центрированной диверсификации (поиск дополнительных
возможностей для изготовления новых продуктов на неизменной
производственной базе); – стратегия горизонтальной диверсификации
(производство новой продукции по новой технологии, отличной от
используемой на освоенных рынках); – стратегия конгломератной
диверсификации (фирма расширяется за счет производства новых продуктов,
технологически не связанных с производимыми; новые продукты реализуются
на новых рынках).
Стратегии сокращения: – стратегия ликвидации бизнеса; –
стратегия «сбора урожая» (сокращение закупок и затрат на рабочую силу,
получение максимальных доходов от реализации имеющихся продуктов в
краткосрочной перспективе); – стратегия сокращения (закрытие или продажа подразделений или бизнес-единиц, обеспечивающих невысокую степень синергитичности); – стратегия сокращения расходов (разработка мероприятий по сокращению затрат).
Тактическое
планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром
осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет). Оно касается в
первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, МТС,
персонала.
Корпоративная стратегия показывает как корпорация,
осуществляющая диверсифицированную деятельность, планирует реализовать
свою миссию. Бизнес-стратегия свидетельствует, как каждый вид бизнеса в
рамках диверсифицированной деятельности будет вносить свой вклад в
корпоративную стратегию. Функциональные стратегии описывают
стратегическую направленность каждой функции (например, логистической,
маркетинговой, инвестиционной и др.), реализуемой в организации. Таким
образом, стратегии более высокого уровня задают цели и общую
направленность организации, а функциональные стратегии показывают, как
их можно реализовать.
Для организации эффективного планирования
на предприятии должна существовать система планирования, т.е.
упорядоченная структура отдельных видов планирования.
К наиболее
общим методам, применяемым для разработки планов, относятся следующие:
переговоры, корректировка предыдущих планов, различные интуитивные
методы, графические методы, вычисление с помощью электронных таблиц,
имитационное моделирование, экспертные системы, математические модели
(математическое программирование, сетевое планирование и др.).
|