Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию
Верхи хотят, низы – сомневаются Есть
два основных процесса, которые определяют потоки передачи информации в
организации – целеполагание и обратная связь. Задача собственников и
топ-менеджеров компании – обеспечить целеполагание и постановку задач
сотрудникам. Но этого мало… Важно умение руководства прислушиваться к
тому, что происходит на нижних уровнях. И здесь не обойтись без обратной
связи, на основании которой может происходить коррекция целеполагания.
Обратная связь – это обмен наблюдениями и мнениями о процессе работы.
Только когда работник ясно представляет себе, что происходит вокруг, он
готов приступить к реализации задач, поставленных руководством.
Если
в организации работает 10–15 человек, собственник еще может обеспечить и
целеполагание, и обратную связь, лично участвуя в процессе, хотя это
достаточно сложно. Однако по мере развития бизнеса увеличивается и
количество сотрудников, и здесь без делегирования полномочий не
обойтись. Тогда «передаточным звеном» (как в той самой детской игре)
становятся руководители среднего звена или структурных подразделений, а
значит, информация может передаваться в искаженном виде, фильтроваться
или попросту не доходить до адресата.
В здоровой компании – здоровый дух! Проблемы
внутрифирменных коммуникаций успешно решаются в компаниях с хорошо
развитой корпоративной культурой. Систематический внутренний PR – вот
действенный способ заложить ее основы. При развитой «корпоративности»
разделения между личными и общими целями сводятся к минимуму, сотрудники
заботятся о развитии предприятия (ибо рост предприятия – это уже и их
личный рост), а предприятие заботится о своих сотрудниках (из тех же
соображений)… Похоже на утопию? Только отчасти. Если двигаться в этом
направлении, то сказку очень даже можно сделать былью.
Итак,
работаем над развитием внутренних коммуникаций. Задача внутренних
коммуникаций – создать такое информационное поле, «игра» на котором
принесет пользу и работнику, и работодателю. Участников процесса
«вспашки» этого поля достаточно много, и специалист по управлению
персоналом занимает здесь далеко не последнее место. Давайте посмотрим, в
какой степени HR будет задействован в решении этого вопроса. Традиционные инструменты коммуникации Внутренние
средства массовой информации. К ним относятся рассылка циркуляров и
меморандумов, распространение информации по электронной почте,
использование интранета и пр. Корпоративные СМИ решают массу
организационных задач, одной из которых является информирование
сотрудников о том:
– что было (успехи и достижения); – что есть (происходит сейчас в различных подразделениях компании); – что будет (цели и задачи компании).
Заметьте,
информация доносится до сотрудников напрямую, без интерпретаций и
искажений. А наиболее эффективно управлять данными коммуникативными
инструментами могут именно специалисты по управлению персоналом. Ведь
именно HR-ы отвечают за наполнение и выпуск корпоративной газеты,
обеспечивают организацию электронных рассылок в компании, контролируют и
обеспечивают наполнение внутреннего сайта, а также модерируют его.
Коллективные собрания и совещания. Не
стоит ими пренебрегать, они достаточно эффективны, особенно во время
глобальных изменений в компании или в условиях кризиса. Главные
действующие лица здесь – руководитель организации или его заместитель,
которые обычно и проводят такого рода мероприятия. Специалист по
управлению персоналом не всегда может напрямую использовать этот
инструмент. Чтобы самому провести совещание, он должен быть достаточно
влиятельной персоной. Проще договориться с генеральным директором (или
линейными менеджерами) о поднятии HR-вопросов на собрании
заинтересованных лиц.
Совещания, круглые столы, видеоконференции с
регионами – все это формы прямого общения первого лица компании с
рядовыми сотрудниками, исключающие манипуляции с информацией.
Очные
совместные обсуждения выгодно использовать, например, в период
подготовки процесса оценки персонала. Очень хорошо, если директор
периодически выносит данный вопрос на совещание, хотя бы даже просто
интересуясь: «Как там у нас дела с подготовкой оценки?» Интерес со
стороны руководства к данной тематике заставляет менеджеров среднего
звена более ответственно отнестись к делу.
Такая же практика срабатывает в процессе реализации проекта по кадровому резерву. Встречи
сотрудников с первыми лицами организации. В российских компаниях не
популярны, а напрасно. Только представьте: «недосягаемый» для рядовых
сотрудников Президент приглашает вас, скажем, на совместное чаепитие,
жмет руку, интересуется здоровьем детей, беседует о целях и задачах
предприятия на ближайшее будущее. Согласитесь, это очень поднимает вас и
в собственных глазах, и в глазах окружающих, которые, несомненно,
начнут выспрашивать: «Как там все было?». Про что станете рассказывать?
Да про все и много раз! Как душевно говорил о детях, какие рисовал
перспективы…
В рамках подобных встреч очень удобно организовывать
прямое общение первого лица компании с high-potential
(высокопотенциальными работниками организации – по сути, с кадровым
резервом) или с определенной категорией персонала. Это одно из
проявлений реализации «политики открытых дверей». Цели – промоушн важной
для компании информации, получение обратной связи о работе
руководителей структурных подразделений, мотивация перспективных
сотрудников, достижение согласия в спорных вопросах. HR в данном случае
выступает как организатор и координатор процесса.
Похожие задачи решают и различного рода корпоративные мероприятия – соревнования, праздники, тематические круглые столы и т.д. факты
НЕФОРМАЛЬНЫЕ КАНАЛЫ ИНФОРМАЦИИ Об
изменениях в своих организациях сотрудники американских компаний чаще
всего узнают от своих коллег, а не от руководства. К таким
неутешительным выводам пришли эксперты расположенного в Чикаго
исследовательского центра International Survey Research после опроса,
проведенного среди 16 тыс. работников из 104 американских фирм.
Несмотря
на повышенное внимание к проблеме внутренних коммуникаций и огромное
число посвященных этому курсов для менеджеров, ситуация оставляет желать
лучшего. Согласно полученным данным, неформальные каналы являются
главным источником информации для 68 % работников государственных
учреждений, 65 % сотрудников компаний высоких технологий и 46 %
работников финансового сектора.
Чаще всего, говорится в отчете,
люди получают важные сведения об изменениях в своей организации в
процессе неформального общения со своими коллегами. Причем в качестве
информационных каналов участники опроса чаще всего упоминали «слухи»,
«сплетни» и «разговоры около аппарата с питьевой водой». (По материалам
International Survey Research)
В нужном месте в нужное время Важным
моментом при общении с начальником является умение правильно подать
информацию. Прежде всего нужно тщательно выбрать место, окружение и
время. Разумеется, обстановка по возможности должна способствовать
благодушному настроению босса.
Время для трудного разговора
выбирайте в соответствии с биологическим ритмом собеседника. В утренние
часы – для «жаворонков», в вечернее время – для «сов». Присутствие
посторонних лиц обычно нежелательно, хотя иной раз не грех заручиться
поддержкой союзников. Не очевидно, но факт
Целый арсенал
HR-инструментария, порой даже не относящийся впрямую к делу поддержания
внутрифирменных коммуникаций, также можно использовать для получения
обратной связи и транслирования информации. Корпоративное обучение. В
числе прочих задач, безусловно, решает проблему внутренних
коммуникаций, поскольку в рамках любого корпоративного обучения
«продвигаются» цели и задачи организации в том или ином виде. Основная
ценность данного инструмента состоит в том, что вся информация
сотрудникам опять же доносится напрямую. Если на обучение собираются
представители разных отделов, то появляется еще и возможность наладить
горизонтальные коммуникации. А если речь идет о географически
разделенных офисах филиалов или о розничной сети, то эффективность
данного инструмента сложно переоценить. Мы все знаем, что при
территориальной разрозненности руководитель обособленного структурного
подразделения для своих подчиненных – царь и бог. Его трактовки и
интерпретации целей и задач компании во многом зависят от его личного
понимания ситуации, его личных целей и еще многих-многих факторов.
Насколько при этом транслируемая информация совпадает с исходной? Порой,
картина представляется с точностью до наоборот.
На тренинговых
проектах продвижение стратегических целей часто реализует сам
руководитель организации, иногда идеология продвигается через экспертное
мнение тренера. После аналитического посттренингового отчета менеджер
по персоналу согласует с генеральным директором дальнейшие меры.
Совещания, круглые столы, видеоконференции с регионами – все это формы
прямого общения первого лица компании с рядовыми сотрудникам,
исключающие манипуляции с информацией.
Оценка персонала. Помимо
прочего, это всегда стандартизация и регламентация бизнес-процессов.
Хотите вы или не хотите, но сначала приходится задать стандарты, а уж
затем оценивать сотрудников. Даже если «рефери» – руководители
подразделений, они вынуждены рассматривать деятельность подчиненных
через призму корпоративных, то есть общих для всех стандартов.
Стандарты, критерии качества, правильности действий, востребованности
тех или иных профессиональных и личностных качеств – кирпичики в
фундаменте корпоративной культуры. Оценка – одновременно и повод, и
способ довести информацию об этих составляющих до сведения каждого
работника.
Таким же образом влияют на формирование общего
информационного поля процессы подбора и адаптации персонала – создание
единообразных и единоформатных профилей должности, единого процесса
адаптации, точная регламентация процесса специальной адаптации.
Формирование слухов. Слухи
возникают тогда, когда появляется недоговоренность или неясность, когда
ситуация допускает двоякое толкование в любом выгодном в данный момент
направлении. Молвой можно и нужно управлять, но сложность в
использовании данного инструмента состоит в том, что слухи имеют
тенденцию нарастать как снежный ком, выходя из-под контроля. Организация
«сарафанного радио» лежит на плечах менеджеров по персоналу. * * * Как
же оценить эффективность внутренних коммуникаций? Сделать это можно в
рамках процесса, который называется кадровый аудит, причем в той его
части, которая оценивает организационную реальность.
Организационно-кадровый
аудит помогает определить, в какой степени система управления
персоналом способствует реализации целей и задач компании в целом. В
рамках данного процесса оцениваются:
– стиль управления; – процесс принятия управленческих решений; – работа управленческой команды (если она есть); – организационное взаимодействие; – оргкультура; – составляющие бизнес-процесса; – «реперные точки» контроля.
Во
многом именно в рамках аудита организационной реальности удается
выявить провалы в коммуникациях и предложить инструменты для их
преодоления.
|