Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию
Несколько более скромных результатов в
своем хозяйственном развитии добились страны Латинской Америки, которые
пережили три «большие экономические волны», знаменовавшие крутые
повороты в их экономической стратегии. Начавшая набирать силу еще в
прошлом столетии волна либерализма и свободной торговли привела к тому,
что латиноамериканские государства оказались в роли поставщиков сырья на
мировой рынок. К концу 20-х годов эта волна исчерпала себя. Чрезвычайно
разрушительный для Латинской Америки мировой экономический кризис
1929-1933 гг. подвел черту под режимом открытой экономики, положив
начало новой «большой волне» — на этот раз государственного
регулирования, этатизма.
Продекларированная здесь защита
внутреннего рынка в целом содействовала диверсификации структуры
национального хозяйства, ослабив воздействие на него внешних процессов.
На втором гребне этой протекционистской волны, уже после второй мировой
войны, сформировался сильный госсектор, включавший базовую
инфраструктуру и капиталоемкое производство; был расчищен путь слабому
тогда местному частному капиталу. «Скотоводческие» и «банановые» в
прошлом республики при активной политике государства превратились в
аграрно-промышленные страны, способные вести более независимый диалог с
мировыми индустриально-финансовыми центрами. (Так, на рубеже 40-50-х
годов специалисты изучали «аргентинский прорыв», в 60-70-х годах —
«бразильское чудо».) Тем самым удалось избежать возникновения весьма
вероятных масштабных гражданских конфликтов.
Тем не менее и Латинской Америке
пришлось испытать на себе сложности роста. Ставшую хрестоматийной
формулу эволюции можно было бы представить так: достижения и успехи
госсектора - переоценка роли государства и нарастание самодовольства -
гипертрофия госрегулирования и снижение эффективности госпредприятий -
рост бюрократии и коррупции - увеличение бюджетного дефицита и инфляция -
падение престижа протекционизма и госсектора.
Понятно, что госсектор, как и любая
другая структура, для своего успешного функционирования нуждается в
постоянной корректировке в ответ на возникающие кризисы, ибо в противном
случае он коснеет и из стимулятора роста превращается в тормоз. Расходы
на поддержание убыточных госкомпаний стали ложиться тяжким бременем на
национальные финансы, появившиеся на континенте «затратные экономики»
порождали социальную неустойчивость. Все явственнее ощущалась
потребность в новом экономическом курсе, поскольку стабильность
экономики кроется прежде всего в постоянном движении и обновлении.
Так, с середины 70-х годов первый эшелон
латиноамериканских стран (Чили, Уругвай и Аргентина) декларировал
переход к новой стратегии развития -либеральной, вернее - неолиберальной
(чтобы провести различие между старым и современным либерализмом),
которую намеревались реализовать пришедшие к власти военные хунты.
Однако понадобился глубокий затяжной кризис начала 80-х годов, самый
острый с периода «Великой депрессии», чтобы, наконец, обозначилось
крупномасштабное переключение на иные подходы. Так завершился
полувековой цикл государственного патронажа, знавший периоды и подъема, и
упадка.
Провозглашенный переход к
неолиберальному курсу означал резкое сокращение вмешательства
государства в инвестиционные, кредитные, валютные и внешнеторговые
операции и, конечно, сужение его участия в собственно
предпринимательской деятельности. Ключевой реформой стала приватизация,
призванная расширить пространство для частной инициативы. Начавшись с
разгосударствления второстепенных объектов, она постепенно охватывала
все более крупные предприятия. Качественная структуризация экономики
обозначилась на рубеже 80-90-х годов, когда наметился переход в частный
сектор крупнейших госкомпаний региона, в том числе в базовых отраслях
производства.
Как известно, реформирование экономики
на этом, первом этапе оказалось либо малоуспешными (Чили), либо вовсе
провалилось (Аргентина, Уругвай). Дело в том, что реформы проводились
преимущественно в рамках военно-диктаторских режимов, их творцами были
«экономисты в мундирах» и суть преобразований сводилась в основном к
возврату национализированной собственности прежним владельцам и
либерализации внешнеэкономической деятельности. Кроме того, перемены
проходили в атмосфере взаимного отчуждения народа и власти. Некоторые из
преобразователей в дальнейшем были не только подвергнуты резкой
критике, но и даже преданы суду, как, например, в Аргентине.
К настоящему времени процесс
приватизации почти завершен в Чили и Мексике, близится к концу в
Аргентине и Перу, находится на подъеме в Уругвае, Эквадоре и других
странах. Уже сейчас можно подвести первые итоги реформирования, выявить
его некоторые положительные аспекты и неудачи.
Немалую роль сыграла и помощь, оказанная
традиционными партнерами, главным образом США, не желавшими иметь под
боком нестабильных и беспокойных соседей. Когда стало ясно, что
реформирование в Чили в годы правления генерала Пиночета, несмотря на
рекомендации экспертов чикагской школы, не приносит успехов, США оказали
ей массированную финансовую помощь. Неоднократно финансовые вливания
предпринимались в соседнюю Мексику, социально-экономическое состояние
которой непосредственно отражается на благополучии США (в том числе на
динамике нелегальной иммиграции). Переход к реформам и их реализация
происходят всюду по-разному и отнюдь не гладко. В Мексике им
предшествовала разработка ряда общенациональных и отраслевых планов и
программ развития, в результате чего экономическая трансформация
протекала в рамках конституции и на основе преемственности. В Боливии
преобразования экономики развернулись в ситуации глубокого финансового
кризиса, который развивался на фоне серии государственных переворотов. В
Уругвае изменение экономической стратегии было предпринято после того,
как общество перешло от военного правления к гражданскому.
Проведение приватизации наиболее
системно осуществлялось в Чили, Мексике и, возможно, в Аргентине, где
передача в частные руки госкомпаний проходила в основном в соответствии с
планами, хотя не обошлось и без отдельных нарушений сроков. Однако в
Аргентине, Уругвае, Боливии растет беспокойство поспешностью, с которой
переходят в частную сферу государственные компании, что не позволяет
обеспечить оптимальные для общества и государства условия сделок.
Как свидетельствует латиноамериканский
опыт, сильнейшим тормозом на пути преобразований
социально-экономического характера является наличие у той или иной
страны крупного внешнего долга. Достигая критической массы (у каждой
страны она своя - в зависимости от ее потенциала), он начинает
ограничивать свободу действий государства, выбора собственной стратегии
развития. Так, приватизация в Парагвае, Боливии, Панаме и ряде других
стран началась, по существу, после того, как МВФ поставил в качестве
своего условия их кредитования развертывание процесса разгосударствления
экономики.
На современном этапе свыше десяти стран
региона не в состоянии своевременно уплачивать проценты по внешней
задолженности. Этим должникам особенно трудно выстраивать оптимальную (с
точки зрения национальных интересов) экономическую политику. Так,
относительно медленный ход преобразований в Бразилии, их пробуксовка в
Эквадоре были обусловлены в немалой степени наличием крупного внешнего
долга.
Существенную опасность для успеха
проводимой экономической трансформации представляют сопряженные с ней
социальные издержки. Преобразования в экономике зачастую осуществляются в
отрыве от социальной сферы, то есть с нарушением системного подхода к
реформированию. Значительный уровень социальной напряженности в
Латинской Америке в немалой степени предопределен тем, что в условиях
развернувшейся «рыночной революции» из двух моделей развития -
европейской с ее определенной заботой о слабых и проигравших и
американской, для которой характерны большая конкурентность и жесткость,
-была избрана (не без давления извне) последняя. А это означает, что в
Латин-ской Америке, кроме всего прочего, идет смена цивилизационных
ценностей, духовных ориентиров, что не может проходить просто и
безболезненно.
На современном этапе Латинская Америка
переживает сложный период комплексных структурных преобразований, для
которых характерно нетрадиционное решение экономических, политических,
социальных, институциональных и культурных проблем. Для успешного
продвижения реформ созданы и определенные политические предпосылки,
прежде всего в виде демократических режимов почти во всех странах.
Выяснилось, что успехов добились те страны, к руководству в которых
пришли не политики традиционного склада, а интеллектуалы, лидеры нового
типа, которым удалось добиться национального согласия. Конфронтация, как
и шоковая терапия в ее чистом виде (разновидность экономического
насилия), хотя и может дать кратковременный эффект, в долгосрочной
перспективе таит в себе немало опасностей.
Сегодня по-разному оценивается текущая
ситуация в Латинской Америке. Диапазон суждений варьируется от
«экономического чуда» и «десятилетия надежд» до «потерянного времени».
|