Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию
Поступательное развитие внешнеторговых
контактов тесно связано с мероприятиями государства по регулированию
экспорта и импорта для успешного развития национальной экономики. С
позиций теории сравнительных издержек представляется более рациональным
осуществление свободной торговли, не ограничиваемой какими-либо
протекционистскими барьерами.
Поэтому сторонники свободной торговли
обычно отмечают способность не регулируемого государством рынка
обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов международного
разделения труда и повысить на этой основе уровень жизни населения
стран-участниц. Приверженцы протекционистских мер, со своей стороны,
обычно указывают на их необходимость для защиты интересов молодой
национальной промышленности, обеспечения занятости населения, его
высокого жизненного уровня и т. д.
На практике внешнеторговая политика
государств отличается известным разнообразием. сочетая в себе элементы
протекционизма и либерализации.
Так, на протяжении трех столетий (конец
XV-XVIII вв.) наиболее популярной экономической доктриной и основой
хозяйственной политики буржуазных стран оставался меркантилизм. Считая,
что общественное богатство заключается в деньгах (драгоценных металлах),
меркантилисты рассматривали внешнюю торговлю как важнейший источник их
поступления для стран, не добывающих драгоценные металлы.
Для превышения поступления золота из-за
границы над его оттоком из страны допускалось использование жестких
протекционистских мер по стимулированию экспорта (реэкспорта),
сдерживанию импорта путем введения высоких ввозных пошлин,
государственной монополии на куплю-продажу определенных видов товаров и
т. д. Выгода от внешней торговли связывалась с получением государством,
проводящим протекционистскую политику, преимуществ за счет других стран.
Тем не менее активная протекционистская
политика отдельных стран неизбежно вызывала аналогичную реакцию
зарубежных контрагентов, что вело к свертыванию внешней торговли.
Поэтому интенсивное развитие внешнеэкономической деятельности в условиях
промышленного переворота и перехода к крупному машинному производству
стимулировало появление в конце XVIII в. сначала в виде научной теории, а
в XIX в. как официальной экономической политики Англии принципа
«свободной торговли» (фритредерства). Обоснованием фритредерства стала
теория сравнительных издержек, разработанная А. Смитом и Д. Рикардо.
Экономическое лидерство Великобритании в
конце XVIII - середине XIX вв. сделало ненужным использование
протекционистских мер защиты ее национальной экономики. В то же время
повышение внешнеторговой активности Англии стало действенным средством
завоевания новых рынков сбыта для английской промышленности.
Напротив, в экономически менее развитых странах (Германия, США) обрела популярность идеология протекционизма.
Следует иметь в виду, что экономическая
мысль и хозяйственная практика XIX - середины XX вв. развивались в
остром противоборстве принципов свободной торговли и протекционизма. При
доминировании в целом фритредерских взглядов в отдельные периоды
наблюдались оживление и эволюционное развитие протекционистских доктрин.
Факторами, обусловившими возрождение протекционизма в его крайних
формах - теориях хозяйственной автаркии, стали кризис 1929-1933 гг., а
также первая и вторая мировые войны.
Понятно, что в этих условиях высокая
степень вовлечения страны в мирохозяйственные связи стала
рассматриваться некоторыми представителями науки и практики как фактор,
усиливающий кризисные явления и в целом тормозящий национальное
развитие.
Но в период после второй мировой войны
произошло окончательное закрепление в качестве основного фритредерского
направления, что, в частности, нашло свое выражение в появлении теории
«открытой экономики» и отсутствии активных защитников идеи
протекционистского развития. В современной научной литературе приоритет
отдается подходу, рассматривающему национальное хозяйство в качестве
«открытой экономики», причем активно ориентируемой в своем развитии на
мировой рынок.
Тем не менее это не означает
необходимость полного отказа от регулирования международных
экономических отношений в интересах национального развития. Совокупность
мер, используемых государством или группой государств в данной сфере, и
представляет собой его (их) внешнеторговую политику.
Современная система протекционистских
мер, направленная на создание национальным производителям наиболее
благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках, охватывает
различные направления.
В числе наиболее весомых следует назвать такие меры, как:
1) таможенное обложение (тарифные
барьеры), предполагающее использование покровительственных пошлин для
затруднения ввоза в страну или, реже, вывоза из нее определенных видов
продукции. Для облегчения национальным производителям конкуренции с
иностранными фирмами, как правило, устанавливаются высокие таможенные
пошлины при импорте готовой продукции и полуфабрикатов, особенно
предметов роскоши, а более низкие — при импорте сырья и материалов;
2) нетарифные барьеры, которые
представляют собой совокупность прямых или косвенных (непрямых)
ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвленной
системы экономических, политических и административных методов.
Некоторое распространение в современной
практике межгосударственного обмена получили контингентирование и
лицензирование внешнеэкономических операций, а также введение
государственной монополии на некоторые виды указанных операций.
Контингентирование связано с установлением определенной квоты на экспорт
(импорт) отдельных товаров или товарных групп, в пределах которой
внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно. На
практике контингента обычно устанавливаются в форме списков товаров,
свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или
стоимости их национального производства. Понятно, что при исчерпании
количества или суммы контингента экспорт (импорт) соответствующего
товара прекращается.
Лицензирование же, в свою очередь,
предполагает необходимость получения организацией разрешения (лицензии)
правительственных органов на осуществление внешнеэкономической операции.
Подобная система дает возможность государству контролировать
внешнеэкономические отношения и осуществлять их регулирование для
достижения различных экономических и политических целей. Отметим, что в
некоторых случаях лицензионная система выступает разновидностью
таможенного обложения, применяемого страной для получения дополнительных
таможенных доходов.
Как известно, к методам прямых
ограничений может быть также отнесено использование государственной
монополии как исключительного права государственных органов или
уполномоченных ими частных фирм на осуществление определенных видов
производственной и внешнеэкономической деятельности.
Косвенные ограничения, в отличие от
прямых, непосредственно не связаны с запретом на осуществление
внешнеэкономической деятельности или уменьшением ее объема. Вместе с тем
они зачастую оказываются не менее эффективным средством
протекционистской защиты национальных производителей, чем таможенное
обложение. Важное место в структуре косвенных ограничений занимают
национальная налоговая система и национальные стандарты. Несоблюдение
стандартов страны может служить поводом к запрету ввода импортной
продукции и ее реализации на внутреннем рынке. Соответственно налоговая
система большинства развитых стран строится таким образом, чтобы создать
пре-имущества для покупателей и пользователей национальной продукции
(система регистрационных сборов и т. д.). Подобным образом система
национальных транспортных тарифов нередко создает преимущества в оплате
перевозки грузов экспортерам по сравнению с импортерами.
Кроме того, могут использоваться также
другие формы косвенных ограничений - закрытие для иностранцев отдельных
портов и железнодорожных станций, предписание об использовании при
производстве продукции определенной доли национального сырья, запрет
приобретения государственными организациями импортных товаров при
наличии национальных аналогов и т. д.
Существенную роль в системе
протекционистских мер играют и средства го-сударственного стимулирования
экспорта. В современных условиях сформировалась и активно действует
система многообразных финансовых льгот, предоставляемых национальным
экспортерам для повышения их конкурентоспособности на внешнем и
внутреннем рынке. К ним можно отнести, во-первых, прямые дотации
экспортерам в виде экспортных премий, выплаты разницы стоимости услуг по
транспортировке грузов национальных и иностранных переводчиков и т. д.;
во-вторых, выдачу на льготных условиях экспортных кредитов,
государственное страхование и предоставление гарантий при осуществлении
внешнеэкономических операций со странами с нестабильным политическим
режимом, налоговых льгот и т. п. Следует также отметить, что государство
берет на себя значительную часть расходов по обучению кадров,
исследованию конъюнктуры мирового рынка, защите интересов национальных
экспортеров и импортеров за рубежом, а также обеспечению необходимых
политических условий их деятельности на внешнем рынке.
При характеристике направлений и
инструментов внешнеэкономической политики следует учитывать постоянное
изменение их роли в регулировании международных экономических отношений.
Так, в послевоенный период происходило
относительное снижение роли тарифных барьеров. Прежде всего оно было
связано с формированием рыночных экономических группировок типа «общий
рынок», в рамках которых происходило устранение или значительное
уменьшение внутренних таможенных барьеров, сокращение количественных
ограничений и выработка единой таможенной политики в отношении третьих
стран.
Многостороннее регулирование
международной торговли, прежде всего в плане снижения таможенных
барьеров, осуществлялось в послевоенный период в первую очередь по линии
Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) и его преемника —
Всемирной торговой организации (ВТО).
|