Киберфак – бесплатно скачать презентации PowerPoint, лекции, рефераты, шпоры, курсовые cyberfac logo
cyberfac.ru
На главную | Регистрация | Вход
  Статьи  
Главная » Статьи » Экономика » Мировая экономика

Россия и ВТО.

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию

Россия и ВТО

Членами Всемирной торговой организации являются уже 146 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

  • Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере;
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

Среди российского лобби по вхождению в ВТО следует особо отметить Российский Союз промышленников и предпринимателей, в который входят политические деятели и «олигархи»:

Мордашов Алексей Александрович — Глава Рабочей группы РСПП по вступлению России в ВТО и реформе таможенной политики, генеральный директор холдинга "Северсталь-групп" В 1992 году был назначен директором по финансам и экономике. С 1996 года – генеральный директор ОАО "Северсталь". С 2002 года – генеральный директор холдинга "Северсталь-групп".Входит в состав Совета по предпринимательству при Правительстве Российской Федерации.

Бендукидзе Каха Автандилович — Глава комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике, генеральный директор ОАО "Объединенные машиностроительные заводы"

Кушниренко Андрей Константинович — Глава департамента тарифного регулирования МЭРТ.

Сюда же входят Лихачев Андрей Евгеньевич, Медведков максим Юрьевич, Данилова Елена Владимировна, Орлов Александр Владимирович, Ясин Евгений Григорьевич.

Оценки социальных и экономических последствийприсоединения России к ВТО

Анализ возможных обязательств в области изменения законодательства и применения правил торговли в целом показал, что следование нормам и правилам ВТО не создаст существенных негативных экономических последствий. Применение принципов национального режима и РНБ (режим наибольшего благоприятствования), если и приведет к некоторому обострению иностранной конкуренции на внутреннем рынке, то компенсирующим эффектом станет повышение транспарентности в бизнесе, возросший уровень предсказуемости действий властей и устранение неоправданных ограничений на рынке.Исследование проводилось группой независимых экспертов - специалистов в области торговой политики и права, рынка труда и социальных отношений, макроэкономического анализа и прогнозирования из ведущих ВУЗов, научно-исследовательских и аналитических центров. Руководитель группы – д.э.н А.Данильцев (Государственный университет управления, г.Москва).

Возможные изменения порядка взимания этих налогов могут сказаться на размерах поступлений в бюджет, однако они практически не отразятся на размерах импорта и условиях конкуренции иностранных и отечественных товаров на внутреннем рынке.

Обязательства в рамках ВТО могут затронуть также практику применения таможенных налогов и сборов. В данном случае возможные экономические последствия для импорта будут зависеть в основном от того, каким образом будут устанавливаться и применяться такие сборы, т.к. правила ВТО предусматривают лишь их взаимосвязь с фактическими расходами таможенных органов на осуществление таможенных процедур. Таким образом, страна-член самостоятельно может определить порядок их установления и взимания на основе этого правила.

В целом применение норм и правил ВТО в данной области не приведет к принципиальным изменениям механизмов регулирования торговли, а также не вызовет заметного роста импорта и резкого изменения условий конкуренции иностранных и отечественных товаров на внутреннем рынке. Таким образом, выполнение обязательств в области обеспечения соответствия внутреннего законодательства нормам и правилам ВТО и следование ограничениям в отношении использования нетарифных инструментов не приведет к заметным отрицательным последствиям для развития производства.

Благодаря тому, что будет существенно повышена степень транспарентности законодательства и процессов принятия решения, а также обеспечено формальное соответствие законодательства требованиям и правилам ВТО, создаются благоприятные условия для профилактики торговых конфликтов, связанных с применением мер технического регулирования. В особенности это относиться к применению ветеринарных, санитарных и фитосанитарных мер. Благодаря выравниванию условий применения мер административного регулирования в РФ и конкурирующих странах (т.к. страны-конкуренты РФ на мировом рынке практически все являются членами ВТО), устраняются возможные элементы искусственного снижения конкурентоспособности российских товаров из-за существования элементов дискриминации и необоснованных ограничений во внутреннем законодательстве.

В целом эффект от упрощения и гармонизации системы технического регулирования может проявиться в следующем:

  • рационализация процедур подтверждения соответствия; ускорение оборачиваемости средств;
  • повышение конкурентоспособности продукции за счет более гибкой системы технических требований и гармонизации национальных и международных требований;
  • повышение инвестиционной привлекательности экономики;
  • снижение расходов, устранение дублирования в области контроля соблюдения требований;
  • уменьшение числа документов и повышение прозрачности системы технического регулирования.

Результаты подробного количественного анализа последствий принятия обязательств в области доступа на рынок указывают на то, что возникновение существенных негативных последствий является маловероятным. Ключевыми факторами, которые будут определять темпы развития промышленности в целом и отдельных отраслей, будут те, которые непосредственно не связаны с возможными обязательствами в рамках ВТО. Это прежде всего факторы внутриэкономического характера. При этом можно предположить, что возможные изменения условий доступа на рынок иностранных товаров не скажутся радикально на условиях конкуренции отечественных и иностранных товаров на внутреннем рынке и не приведут к существенным отрицательным последствиям для экономики. Анализ возможных тенденций изменения тарифного барьера в связи присоединением к ВТО и соответствующей возможной динамики импорта и производства показывает, что не произойдет заметного изменения общих тенденций развития экономики.

Проведенный анализ показал, что все исследованные варианты изменения торгового режима в случае принятия обязательств в рамках процесса присоединения к ВТО не приводят к качественным изменениям тенденций развития импорта и производства. Полученные результаты зачастую настолько близки, что различия могут вполне трактоваться как погрешности счета. Это же относится и к основным макроэкономическим параметрам, которые характеризуют важнейшие пропорции в экономике - доле конечного потребления в объеме использованных ресурсов, соотношению объемов импорта и экспорта с объемом производства.

Как показали расчеты, в десятилетней перспективе фактор присоединения к ВТО не окажет воздействия на основные пропорции в экономике. Независимо от сценариев присоединения, к 2010 г. будет иметь место рост доли конечного потребления в объеме использованных ресурсов - рост составит около 14%, возрастет также доля инвестиций в конечном потреблении с 18,4% до 21,7%.

Рост объема промышленного производства при всех вариантах развития событий составляет чрезвычайно близкие величины, которые находятся в интервале от 1,4675 в случае неприсоединения к ВТО до 1,47448 в случае, если условия тарифного предложения сочетаются с изменением режима расчета НДС при импорте.

Наиболее высокие темпы роста объемов промышленного производства будут  наблюдаться в одних и тех же отраслях, независимо от сценария развития событий. Это такие отрасли, как лесная и деревообрабатывающая промышленность (1,82344 и 1,81752 по первым двум сценариям соответственно и 1,817 по третьему сценарию), промышленность строительных материалов (1,6383486 и 1,637659  соответственно и 1,638 по третьему сценарию), машиностроение и металлообработка (1,6460822 и 1,6373749 соответственно и 1,637 по третьему сценарию), пищевая (без мукомольно-крупяной) промышленности (1,5051104 и 1,5448593 соответственно и несколько меньше – 1,540 по третьему сценарию), полиграфическая промышленность (1,5093734 и 1,510023). Как видно из приведенных данных, отклонения результатов по вариантам крайне незначительны. Так, по машиностроению и металлообработке, лесной и деревообрабатывающей промышленности присоединение к ВТО дает несколько менее высокие темпы роста (99,5% и 99,7% от варианта неприсоединения).

Самые низкие темпы роста в отраслях машиностроения имеют место в производстве горношахтного и горнорудного оборудования (темпы роста по 1, 2 и 3 сценариям - 1,1889 - 1,1883), тракторов, сельхозмашин и запчастей к ним (1,24 - 1,26), а также в автомобилестроении (1,3769332 и 1,350268 и 1,349 соответственно). Как видно из приведенных данных, существенное отставание в темпах роста производства в указанных отраслях от средних показателей по машиностроению в целом имеет место не только в случае присоединения к ВТО, но и при неприсоединении. Причем, в такой отрасли, как тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, присоединение обеспечивает даже чуть более высокий рост (на 1-1,1%). Относительно выраженное отставание темпов роста объемов производства при присоединении от таковых в случае неприсоединения имеет место в автомобилестроении - темпы роста оказываются на 2% ниже (1,35 и 1,349 против 1,376). В остальных случаях отставание темпов роста объемов производства при присоединении к ВТО ниже, чем  таковые при неприсоединении, не более, чем на 0,5%.

Самые низкие темпы роста объемов промышленного производства в случае неприсоединения России к ВТО, равно как и в случае присоединения, ожидаются в одних и тех же отраслях. Так, самые низкие темпы роста наблюдаются в медицинской промышленности (1,196 и 1,17 в случае неприсоединения и присоединения, соответственно), в том числе в производстве медицинской техники рост составит всего 1,0951736 при неприсоединении и 1,0938045 по двум вариантам присоединения, соответственно, а в химико-фармацевтической промышленности 1,2168179,  1,1880267 и 1,187, соответственно. Для этой отрасли присоединение к ВТО дает существенное отклонение прогноза в случае присоединения к ВТО от варианта неприсоединения.

С определенной долей условности «чувствительность» отраслей к фактору присоединения была проанализирована на основе следующих критериев: «нечувствительные» отрасли – отклонения показателей в зависимости от сценариев присоединения составляют не менее 0,1%, «промежуточные» отрасли – различия находятся в диапазоне 0,1- 1. Последнюю же группу наиболее «чувствительных» отраслей составляют отрасли, для которых динамика производства в случае присоединения к ВТО и в условиях неприсоединения различается более чем на 1%. (Заметим, что максимальное расхождение в темпах роста между вариантами составляет 9,6% по мясомолочной промышленности.) В целом уровень чувствительности к фактору присоединения можно считать низким.

Различие в показателях нормы прибыли в 2010 г. между вариантами в целом по промышленности незначительно. Так, в случае неприсоединения России к ВТО норма прибыли по промышленности составит 23,37%, а в случае присоединения на условиях базового варианта тарифных обязательств – 23,33%.

Практически для всех отраслей условия присоединения или неприсоединения к ВТО не являются ключевым фактором для динамики соотношения импорта и собственного производства.

Наиболее чувствительными к присоединению или неприсоединению к ВТО по показателю соотношения импорта и внутреннего производства в текущих ценах являются такие отрасли как мясомолочная, микробиологическая промышленность, тракторное и сельскохозяйственном машиностроение, химико-фармацевтическая промышленность, а также автомобилестроение. По этим отраслям имеет место наиболее существенное расхождение прогноза по первому и второму сценариям.

Рост импорта относительно внутреннего производства будет самым значительным в мясомолочной промышленности. Так, к 2010 г. импорт здесь должен увеличиться с 28,1% от внутреннего производства до 46,9% или 35,9%  в зависимости от сценария (первый или второй). Менее значительным будет повышение отношения импорта и внутреннего выпуска в легкой промышленности. Если в 2002 г. этот показатель составлял 51,7%, то в 2010 г. в случае неприсоединенеия России к ВТО его величина составит только 58,9%, а в случае присоединения на условиях базового тарифного предложения 57,1%.

«Чувствительность» по численности занятых наблюдается еще в трех отраслях – в производстве медицинской техники, кожевенной, меховой и обувной промышленности, а также в мукомольно-крупяной промышленности. На основании данных по 83 отраслям можно выделить группу наименее «чувствительных» (или «нечувствительных») к тарифному барьеру отраслей по показателю объемов промышленного производства, для которых различие динамики производства в случае присоединения и динамики в случае неприсоединения составляет менее 0,1%. В эту группу входят  35 отраслей. Еще для 36 отраслей расхождение между результатами прогноза по первому и второму сценариям находится в интервале от 0,1% до 1%.

С учетом приведенных выше перечней «чувствительных» и «нечувствительных» отраслей промышленности можно сформулировать следующие выводы. В группу «чувствительных» отраслей входят, пожалуй, только две отрасли, состояние которых может существенно сказываться на бюджетах ряда субъектов федерации. Это такие отрасли, как автомобилестроение и тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Даже временная остановка указанных производств может серьезно усложнить финансовое положение отдельных региональных бюджетов. Предприятия остальных «чувствительных» отраслей могут существенно влиять на формирование местных бюджетов, если они являются градообразующими. Поэтому проблемы, которые могут возникнуть в рамках «чувствительных» отраслей будут

В качестве важнейшего и принципиального вывода следует указать на то, что ни для одной отрасли фактор присоединения к ВТО не ведет к падению или стагнации производства на фоне общей тенденции к экономическому росту. Даже в случае некоторого  незначительного замедления роста тенденция к расширению производства сохраняется.

В области доступа на рынок услуг положительные последствия либерализации международной торговли проявляются в большей степени, чем в торговле товарами. Это обусловлено тем, что производство и торговля услугами в РФ находятся еще в стадии становления и пока не сложилась система привязки ресурсов к конкретным секторам услуг. Более высокая подвижность ресурсов позволяет в большей мере воспользоваться преимуществами либерализации внешней торговли. Кроме того, при общем низком уровне развития сектора услуг приток иностранных капиталов и расширение деятельности иностранных поставщиков услуг способны оказать положительное стимулирующее воздействие. При этом, разумеется, возможно ухудшение положения на рынке и ослабление конкурентных позиций некоторых российских поставщиков услуг. Однако эти трудности могут испытывать отдельные фирмы, но не экономика в целом.

Основные результаты, полученные в ходе работы сформулированы следующим образом.

1. Не выявлено факторов, которые могут привести к возникновению значительных и явных отрицательных последствий, которые способны заметно повлиять на направление и темпы развития экономики в целом.

2. Присоединение к ВТО само по себе не приведет к появлению радикальных экономических преимуществ, которые могут быть однозначно выражены в количественной форме.

3. Основные тенденции и темпы развития экономики в целом и отдельных отраслей и секторов, как в случае присоединения, так и неприсоединения к ВТО будут определяться в целом одними и теми же факторами, которые преимущественно не связаны непосредственно с фактом присоединения к ВТО.

4. Присоединение к ВТО будет способствовать возникновению ряда структурных, политических и иных качественных факторов и изменений, которые в целом могут благоприятствовать созданию условий для повышения конкурентоспособности российских предприятий.

5. Обязательства в рамках юридической системы ВТО в целом не требуют радикального изменения системы законодательства и регулирования предпринимательской деятельности в РФ.

6. Присоединение к ВТО не потребует отказа от развития регионального сотрудничества в рамках СНГ, однако в результате присоединения  члены СНГ получат дополнительные стимулы к развитию сотрудничества с третьими странами, а юридические формы регионального сотрудничества станут более четкими и определенными. Это в свою очередь во многом избавит сотрудничество в рамках СНГ от политических элементов и потребует конкретизации его экономических компонентов, что в целом в сочетании с развитием отношений с третьими странами приведет к рационализации регионального сотрудничества в рамках СНГ.

7. Иностранные торговые партнеры не получат радикальных преимуществ по сравнению с российскими предприятиями при условии, что политика в отношении российских предприятий и регулирования предпринимательской деятельности на внутреннем рынке  не будет более дискриминационной, чем в отношении деятельности на мировом рынке и в целом будет отвечать общим недискриминационным принципам, которые заложены в основу ВТО.

В заключение отмечено, что главной гарантией отсутствия серьезных негативных последствий либерализации доступа на рынок и принятия иных обязательств является проведение сбалансированной и рациональной политики прежде всего в отношении мер регулирования внутреннего рынка, продолжение курса реформ в направлении устранения неоправданных ограничений в деятельности российских предприятий, формирование здоровой и справедливой конкурентной среды и создание условий для повышения мобильности ресурсов и факторов производства внутри российской экономики. Все это не только позволит компенсировать потенциальные проблемы и сложности, связанные с присоединением, но и даст возможность воспользоваться преимуществами членства в ВТО.

Оптимистический прогноз о вхождении в ВТО Олег Устенко в статье «Присоединение России к ВТО: анализ прецедентов в алюминиевой промышленности». Данная работа является частью исследования, направленного на изучение российской алюминиевой промышленности, проведенного российским Центром экономических и финансовых исследований.

В данной работе рассматриваются возможные сценарии развития отечественного производства после вступления России во Всемирную Торговую Организацию. Исследование основано на результатах анализа прецедентов, существующих в алюминиевой промышленности. Главным выводом, сделанным авторами данной работы, является то, что присоединение к ВТО создаст как преимущества, так и неблагоприятные моменты для российских производителей алюминия и алюминиевой продукции. В наиболее выигрышном положении окажутся производители первичной продукции. Производители, специализирующиеся на производстве вторичных продуктов, понесут убытки, но лишь в краткосрочной перспективе. Согласно за прогнозу автора,ожидается увеличение количества работников, занятых в производстве первичной алюминиевой продукции. В то же самое время, следует ожидать сокращения рабочих мест на предприятиях занятых вторичным производством алюминия.

Президент России В.Путин заявил: "К России в ходе переговоров о вступлении в ВТО подчас предъявляются завышенные требования, выходящие за рамки ВТО. Хотя Россия не является членом ВТО, однако находится в процессе движения, продвигается по этому направлению"

Действительно процесс переговоров с иностранными партнёрами для нашей страны является сложным и тяжёлым. Так, руководитель Российской делегации Максим Медведков на переговорах о присоединении России ко Всемирной торговой организации, заместитель министра экономического развития и торговли РФ 28 января 2002 г. сделал сообщение, касающееся ситуации вхождения России в ВТО.

Современная Россия стремится занять в международном разделении труда положение, соответствующее ее людскому, промышленному и научному потенциалам, став равноправным торговым партнером на мировом рынке. Присоединение ко Всемирной торговой организации в этом смысле – закономерный и логичный шаг. С другой стороны оно необходимо для  консолидации внутренних реформ и их успешного завершения.

Переговорный процесс о присоединении России к ВТО начался в 1995 году. Переговоры ведутся по четырем аспектам: по доступу на рынок товаров, по доступу на рынок услуг, условиям присоединения к Соглашению ВТО по сельскому хозяйству и по так называемым системным вопросам присоединения, т.е. проблемам соответствия российского законодательства нормам и правилам ВТО. Переговоры по условиям доступа на российский рынок товаров и услуг ведутся с 1998 г. (по услугам – с начала 2000 г.). Можно считать, что с середины 2000 г. переговорный процесс заметно интенсифицировался.

Начало нынешнего года ознаменовалось весьма важным событием: 24 января на очередном формальном заседании Рабочей группы (РГ) по присоединению России в Женеве было принято решение о начале работы над проектом доклада РГ о присоединении России. Поясню, что доклад РГ является важнейшей составляющей итогового пакета документов о присоединении. По своей сути доклад РГ станет своего рода соглашением об условиях присоединения России к ВТО. Кстати, вскоре после проведения Российского экономического форума в Лондоне, а именно 23-24 апреля доклад Рабочей группы должен быть рассмотрен ее членами в первом чтении. Второе чтение намечено на середину июня. На этих чтениях будут обсуждаться все элементы нашего членства в ВТО, и работа будет вестись по тем обязательствам, которые Россия будет на себя принимать в процессе присоединения.

Как было отмечено на январском заседании Рабочей группы, достигнут существенный прогресс в области переговоров по условиям доступа на рынок товаров. К началу года из 11 тыс. тарифных позиций, по которым ведутся переговоры, согласовано примерно три четверти. В то же время по некоторым товарам, таким как автомобили, гражданская авиатехника, мебель продвижение требует значительных усилий. С рядом стран количество несогласованных позиций удалось сократить настолько, что в 2002 г. с 10-12 из них тарифные переговоры могут быть завершены и соответственно будут подписаны итоговые протоколы.

В сфере услуг прогресс гораздо меньше и предстоит еще значительная работа за столом переговоров. Наибольшие сложности  связаны с сектором финансовых и особенно страховых услуг, где российские компании стремятся добиться определенных ограничений доступа иностранных конкурентов. В то же время на январской многосторонней встрече по телекоммуникациям удалось добиться определенного прогресса. В частности, достигнутое взаимопонимание должно позволить устранять те ограничения при инвестициях в телекоммуникационный сектор, которые могли бы быть введены.

Сельское хозяйство остается, пожалуй, самой сложной и наименее продвинутой на переговорах областью. Камень преткновения здесь – уровень государственной поддержки аграриям и экспортные субсидии. Россия настаивает на 16,2 млрд. долл. господдержки в год. Наши партнеры по переговорам, особенно такие как Австралия и Новая Зеландия, требуют чуть ли не сведения этой поддержки к нулю и ликвидации экспортных субсидий. Российская сторона не может согласиться с таким подходом

При обсуждении торгового режима РФ на январской Рабочей группе большинство делегаций согласилось с тем, что Россия за последние полтора года совершила мощный рывок в реформе своего законодательства в плане его приведения в соответствие с нормами и принципами ВТО. Но проблемы остаются. Одна из них, на которую нам указали партнеры, - излишняя забюрократизированность  в работе таможни, что не отвечает нормам ВТО. Озабоченность наших партнеров  вызывают и некоторые положения разрабатываемой четвертой части Гражданского кодекса, которые могут осложнить охрану прав интеллектуальной собственности в России.

Россия станет членом ВТО только тогда, когда общий баланс прав и обязательств при присоединения будет сведен в пользу российской экономики и послужит ее динамичному росту. Либерализация доступа на рынок товаров и услуг не должна нанести ущерба соответствующим секторам российской экономики, прежде всего тем, которые находятся в стадии модернизации и реструктуризации. Условия присоединения должны быть стандартными. Это означает, что критериями нашего присоединения должны являться только соответствующие нормы и правила ВТО.

В настоящее время против России применяется более 120 мер дискриминационного характера. Практика последних лет убеждает в том, эффективная защита интересов российского экспорта без использования механизмов ВТО невозможна.

До сих пор Россия не имела такой возможности. Как известно, состоявшаяся в ноябре 2001 г. министерская конференция ВТО в Дохе (Катар) положила начало новому раунду многосторонних торговых переговоров. Россия благодаря договоренностям с партнерами добилась для себя максимально возможного в качестве страны-кандидата: ее представители смогут участвовать во всех переговорах, однако не будут иметь права голосовать за принимаемые решения или оказывать на них влияние. И лишь после того, как Россия станет полноправным членом ВТО, она обретет равное с другими странами-членами полноценное право голоса. Это еще один весомый аргумент против неоправданного затягивания процесса нашего присоединения. Вместе с тем присоединение России к ВТО до окончания нового раунда многосторонних торговых переговоров отвечало бы не только интересам России, но и интересам самой Всемирной торговой организации, которая обрела бы в результате действительно универсальных характер.[6]

Из указанного заявления не следует, что для нашей страны произошли действительно значительные изменения, способствующие успеху в области международного сотрудничества, поскольку не достигнута главная цель — получение тех прав и преимуществ, которыми обладают страны-члены ВТО.

На состоявшемся в начале феврале 2004 года заседании рабочей группы была острая полемика вокруг российских квот на импорт мясопродуктов, ряд представителей выступили с очень жесткими заявлениями. После заседания рабочей группы по присоединению России к ВТО в Женеве глава российской делегации, замминистра экономического развития и торговли Максим Медведков в интервью заявил, что при всех сложностях завершить переговоры о вступлении в эту организацию до конца 2004 года, но никак не раньше, вполне возможно.

На требование ВТО об установлении нулевого уровня пошлин на торговлю самолётами и автомобилями, российская делегация ответила категорическим отказом, мотивировав это тем, что в результате немедленно вслед за этим миллионы потребителей будут потеряны, встанет отечественная промышленность,  города целые будут стоять, миллионы потребителей потеряны. нулевой уровень пошлин означает немедленную смерть для авиапрома.  Мы не можем пойти на договоренности, которые приведут к закрытию городов или предприятий. Мы с самого начала говорили, что этого не будет.

Президент Владимир Путин и вице-премьер Алексей Кудрин уже назвали 2004 год как дату вступления России в ВТО. Между тем в ВТО напоминают, что в прошлом году попытка ускорения процедуры приема - например, приезд в ВТО Алексея Кудрина - привела лишь к росту требований и нажиму в расчете на уступки России ради выполнения поставленного срока. Председатель рабочей группы дал высокую оценку достигнутому прогрессу. Сроки вступления в ВТО, по заявлению Максима Медведкова назывались в том смысле, что есть оптимистический сценарий, но это не значит, что это будет выполнено.[7]

5 февраля 2002 года Торгово-промышленная палата РФ выступила с концепцией «Присоединение России к ВТО», текст которой опубликован в «Российской газете» 2 февраля с.г. Присоединение к ВТО находится, как известно, в числе главных приоритетов экономической политики правительства. Поэтому подключение к обсуждению данной проблемы любых общественных организаций, в особенности таких известных, как ТПП, можно лишь приветствовать.

В опубликованной концепции содержится ряд положений и принципов, которыми российская правительственная делегация руководствуется с самого начала переговорного процесса по присоединению к ВТО. Авторы концепции утверждают, что формирование переговорной позиции российской делегации происходит «без должных консультаций с отечественным бизнесом». Это никоим образом не соответствует действительности, ибо только в 2001 году Минэкономразвития провело порядка 300 встреч и консультаций с отечественным бизнесом по данной теме и работа в этом направлении продолжается. Одновременно в концепции говорится, что «о своей готовности к работе по нормам и правилам ВТО заявляют ныне лишь 10% проанкетированных российских предприятий». На самом деле серьезное и широкое анкетирование не проводилось, и, соответственно, приведенная цифра не может вызывать доверия.

Абсолютно непонятным и необоснованным является призыв к «изменению организации и тактики переговоров и присоединении к ВТО». В частности, предложение о привлечении российских деловых кругов к более тесному участию в переговорном процессе прямо противоречит правилам ВТО, согласно которым содержание переговоров может быть известно только ведущим их госчиновникам и политическому руководству страны. Непонятно и предостережение от ненанесения возможного ущерба «Союзу с Республикой Беларусь, Таможенному союзу стран СНГ и зоне свободной торговли Содружества Независимых государств в целом».

Российская торгово-промышленная палата (ТПП) впервые после прихода туда нового президента, Евгения Примакова, обозначила свои лоббистские интересы. Оказалось, что ТПП прежде всего не устраивает то, как идет процесс присоединения России к ВТО. Пользуясь уже имеющимися возможностями ТПП и ее статусом узаконенной общественной организации, Примаков собирался создать более эффективный институт по взаимодействию с органами власти и даже перетянуть на себя часть госфункций. Однако для начала ТПП решила предупредить правительство о губительных последствиях, которые ожидают Россию при вступлении в ВТО.

В концепции утверждается, что снятие барьеров для импорта товаров опасно для многих секторов экономики: к традиционно фигурирующим в списке потенциальных жертв автопрому, авиастроению, страхованию и сектору финансовых услуг теперь добавлены пищепром, химпром и розничная торговля. Кроме того, вхождение в ВТО, как считает ТПП, ударит по малому и среднему бизнесу. Пока же только 10% российских предприятий готовы к условиям Всемирной торговой организации - эту цифру ТПП приводит, ссылаясь на данные анкетирования компаний. Правда, в аппарате палаты "Ведомостям" не смогли ответить на вопрос о том, какие именно компании участвовали в этом исследовании и сколько всего их было опрошено. Как заметил сотрудник исследовательского управления ТПП, никаких анкетирований палатой в последнее время не проводилось.

Больше всего чиновников удивили предложения палаты по изменению нынешней тактики переговоров с ВТО. В ТПП советуют правительству напрямую привлекать объединения деловых кругов к переговорам. Главный российский переговорщик по ВТО - замминистра экономического развития и торговли Максим Медведков - пояснил "Ведомостям", что этого чиновники не имеют права делать. По правилам ВТО и содержание переговоров может быть известно только ведущим их госчиновникам и политическому руководству страны. "Пускай сначала оформят себе допуск к гостайне, чтобы узнать подробности переговоров", - соглашается с Медведковым чиновник аппарата правительства.

Единственное предложение из концепции ТПП, которое может быть реализовано - это создание объединенного Консультативного совета бизнеса по ВТО. Создать такой совет, правда при президенте, хотел в свое время Константин Ремчуков. Однако теперь у этой идеи более скромные перспективы: обсуждать идею совместного с ТПП органа готов пока только Российский союз промышленников и предпринимателей, о чем "Ведомостям" сообщил его исполнительный вице-президент Игорь Юргенс

Проблемы и перспективы развития валютно-кредитного сотрудничества после вступления России в ВТО

Заключение в 1999 г. многостороннего соглашения между странами-членами ВТО о дальнейшей либерализации рынка финансовых услуг, оформленного Пятым протоколом к ГАТС, поставило Россию в сложное положение. В переговорах по данному документу Россия не участвовала, и специальных условий для страны в нем не предусмотрено.

Основные проблемы, возникающие перед Россией в связи с вступлением в будущем в ВТО, обусловлены факторами правового и экономического характера.        Прежде всего, необходимо отметить недостаточную законодательную базу в России, основывающуюся на общепринятых международных стандартах. Связано это с тем, что в одних секторах после разрушения централизованной системы регулирования экономики полноценный рынок еще не успел сформироваться,  а  в  других  -  отсутствует  конкурентная  среда, благоприятствующая росту объема и повышению качества предоставляемых услуг, в том числе вследствие слабого присутствия иностранных инвесторов. На рынке финансовых услуг России сложилась ситуация, в которой регулирование доступа на рынок порой осуществляется на основе субъективных, а не объективных критериев.

Наиболее вероятно, что иностранные банки массированно начнут приходить на российский рынок лишь после стабилизации экономического и политического положения в стране, а также после принятия ряда защищающих их интересы законодательных актов. Одним из таких актов является новый Федеральный Закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", который Государственная Дума приняла в 1999 г. Этот закон является основополагающим в сфере международного сотрудничества и направлен на увеличение притока иностранных инвестиций в реальный сектор экономики России. Другая проблема заключается в допуске иностранных банков в приемлемом для России объеме и требуемых формах.

Активизировалась законотворческая деятельность и в этом направлении, в частности, по линии защиты интересов российских продавцов финансовых услуг, а также их клиентов. Так, 10 июня 1999 г. Советом Федерации одобрен принятый Государственной Думой Закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Он регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, банковских, страховых и других финансовых услуг. Закон предусматривает запрет действий финансовых организаций, занимающих доминирующее положение на рынке, которые затрудняют доступ на него другим финансовым организациям или оказывают негативное влияние на общие условия предоставления услуг. По закону, федеральный антимонопольный орган принимает решения по согласованию с федеральными органами, регулирующими деятельность каждого конкретного сегмента финансового рынка (в частности, на рынке банковских услуг - по согласованию с Центральным банком Российской Федерации).

Новые законы защищают российские финансовые компании на случай чрезмерного усиления позиций иностранных компаний, в том числе при принятии Россией обязательств в рамках ВТО по допуску последних на внутренний рынок финансовых услуг.

В краткосрочной перспективе, как считают банковские эксперты, можно ожидать некоторого притока иностранных капиталов в сектор торговли финансовыми услугами в России, прежде всего, в связи с существующей задолженностью российских банков перед зарубежными. основной тактической задачей России в ходе проводимых переговоров о присоединении к ВТО должно стать достижение договоренности с торговыми партнерами о соразмерной с возможностями и поэтапной либерализации национального рынка финансовых, в том числе банковских, услуг.

В процессе взаимодействия национальных экономик, при участии транснациональных корпораций в ХХ веке возникли различные международные организации, регулирующие экономические взаимоотношения стран-участниц, а также определяющих отношения этих стран к странам, не являющихся членами данных организаций. Участие, или не участи страны в международных организациях определяет её место в системе мирового хозяйства.

Россия встала на путь перехода к рыночным отношениям, в условиях, когда международная интеграция стран-членов СЭВ прекратила своё существование, Советский Союз распался на разнородные государственные образования. Смена общественных формаций, с последующей сменой собственников привели к дальнейшей дезинтеграции страны и потери доходов не только от международной, но и внутригосударственной торговли. Попытки вернуть хотя бы часть утраченных возможностей в области международного производства и торговли, рассматриваются современными политическими лидерами страны, как жизненно необходимые условия выживания национальной экономики России.

В настоящее время наиболее актуальным является для России вопрос об участии в мировом хозяйственном процессе производства и продаже продукции по всему миру. Этому препятствуют многие национальные законодательства других государств (например, закон Джексона-Веника, США), действия соглашений о международной торговле, существующие между отдельными организациями, так и внутри международных организаций, в которые входят те или иные государства.

Всемирная торговая организация является по существу центром международной экономики. Не участие в данной организации, по сути, лишает многие страны прав на участие в деятельности мирового хозяйства, оставляя их в стороне, и тем самым не позволяет им развиваться.

Не смотря на все оптимистические прогнозы, после вступления России в ВТО следует готовиться к худшему, а именно:

приходу на российский рынок компаний, предлагающих в огромном количестве более дешёвые товары и услуги, что не будет способствовать успеху отечественных производителей;

приток иностранного капитала не только создаст новые рабочие места, но и отнимет лучших специалистов у подавляющего большинства российских фирм, а кроме того, поставит Россию в условия политической, финансовой и экономической зависимости от иностранного капитала.

Российская экономика может поплатиться своей независимостью, поскольку иностранные партнёры России видят нашу страну лишь как источник различных ресурсов (сырья, материалов, электроэнергии, дешёвой рабочей силы с высоким уровнем профессиональной подготовки). Россия станет исполнителем работ связанных с вредными производствами, большими рисками в процессе производства, ответственность за которые ляжет на российскую сторону.

Вступление России в ВТО сегодня на руку только российским «олигархам», ТНК, иностранным финансовым центрам. Большинство российских фирм не готово в ближайшие год-два войти в открытую систему мирового рынка. Это подтверждает и заявление сделанное Примаковым.

В свою очередь отказ от вступления во Всемирную торговую организацию приведёт к затягиванию российского экономического кризиса, превратив Россию в страну-изгоя. В любом случае, не зависимо от того, когда Россия вступит в ВТО, сделать это придётся, ибо, не являясь полноправным членом мирового экономического сообщества, нельзя рассчитывать на успех национального хозяйства в долгосрочной перспективе.

Категория: Мировая экономика | Добавил: Ni-Cd (25 Ноября 2011)
Просмотров: 4417 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Полезные материалы  

В нашем каталоге файлов можно найти много полезной информации. Также советуем заглянуть в каталог статей: в нем есть полезные статьи по темам: Экономика предприятия, Общая экономика, Финансы и Кредит, также Словарь терминов по экономике, Маркетинг, Бухучет и Мировая экономика
Также есть полезная страница Факультеты МИФИ, которая расскажет о том, какие есть в МИФИ факультеты.
Меню
 

Навигация
Общая экономика [190]
Экономика предприятия [59]
Словарь Терминов [27]
Мировая экономика [81]
Макроэкономика [10]
 

Поиск
 

Онлайн
Онлайн всего: 64
Гостей: 64
Пользователей: 0
 

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

 


2007 - 2024 © Ni-Cd. All Rights Reserved