Североамериканская зона свободной
торговли (НАФТА) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и
Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского
Союза).
Первым шагом стал «план Эббота»,
принятый в 1947 году, целью которого являлось стимулирование инвестиций
США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959 году США и Канада
заключили соглашение о совместном военном производстве, которое
способствовало внедрению американских стандартов в канадское
производство военной техники. Следующим шагом стало заключение в 1965
году соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения,
которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея
торгово-политического объединения США, Канады и Мексикой стала
претворяться в жизнь в 1970-ые годы. Сначала речь шла об оформлении
энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 1980-е годы
президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем.
В сентябре 1988 году после нелегких
трехлетних переговоров было подписано американско-канадское соглашение о
свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет
между США и Канадой должна была сформироваться зона свободной торговли.
В силу происходивших в 1980-х годах
интеграционных процессов в Европе и Азии, вопрос о создании НАФТА стал
острее, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно
стать объединение Америки, и, как его части — Северной Америки. Однако с
самого начала Мексика, Канада и США рассматривали значение и потенциал
НАФТА с различных позиций.
Соглашение о создании
Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу
1 января 1994 г., сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле
между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.
В настоящее время НАФТА представляет
собой крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с
населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере
10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной
торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо
торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно
развитые государства и развивающуюся страну. Создание зоны свободно
торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:
- географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик;
- тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием;
- растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США;
- усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.
Основной целью НАФТА явилось снятие
барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина
барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались
постепенно в течение 14 лет. Такое соглашение стало расширенным
вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.
В отличие от Европейского Союза, НАФТА
не ставила целью создание межгосударственных административных органов,
как не ставила и создание законов, которые бы управляли такой системой.
НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках
международного права. На сегодняшний день цели НАФТА включают:
- снятие барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участниками соглашения;
- создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
- привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;
- обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности в Зоне;
- создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;
- установление базы для будущей трехсторонней, региональной и междунардной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения.
НАФТА обладает четкой организационной
структурой. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной
торговле, в которую входят представители на уровне министров торговли от
трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей
разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при
интерпретации Соглашения. Она также наблюдает за работой более чем 30
комитетов и рабочих груп НАФТА. Последние собрания Комиссии проходили в
Вашингтоне, США в 1997 году и в Мехико в начале 1998 года.
Министры согласились о том, что
Комиссия в ее работе будет оказывать содействие Координирующий
секретариат НАФТА (NCS), создание которого планировалось на конец 1997
года в Мексико Сити. Секретариат призван служить официальным архивом
работы НАФТА и выполнять роль рабочего секретариата при Комиссии.
НАФТА предусматривает дальнейшую
работу по оказанию помощи в достижении создания зоны свободной торговли.
В соответствии с Соглашением, с целью способствования торговле и
инвестициям. обеспечения эффективного претворения в жизнь норм НАФТА и
их администрирования были созданы более 30 рабочих групп и комитетов.
Основные области, в которых ведется работа по созданию норм, включают в
себя происхождение товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными
товарами и субсидии в эту область экономики, стандартизацию товаров,
госпоставки и передвижение деволых людей через границы. Эти рабочие
группы и комитеты ежегодно предоставляют отчет Комиссии НАФТА.
Рабочие группы и комитеты НАФТА также
помогают сделать процесс претворения НАФТА в жизнь более гладким,
обеспечить создание форума для изучения способов дальнешей либерализации
торговли между странами-участницами. Примером может служить
последовательная политика Канады, направленная на ускоренное снижение
тарифов на некоторые виды товаров. Кроме того, рабочие группы и комитеты
НАФТА создают арену для обсуждения спорных вопросов, свободную от
политики, и, используя обсуждение проблем на ранней стадии их развития,
помогают избежать процедур разрешения споров.
В настоящее время большая часть
торговли, осуществляемой в Северной Америке, происходит в соответствии с
ясными, четкими и прочно установившимися нормами НАФТА и Всемирной
организации торговли (ВТО). Однако, несмотря на это, в сфере торговли
подобного масштаба неизменно возникают спорные вопросы. При
возникновении подобных ситуаций НАФТА выступает за дружеское разрешение
спора государствами, чьи интересы затронуты, с помощью комитетов и
рабочих групп НАФТА или других консультативных органов. В случае если
взаимоприемлимое решение не будет найдено, НАФТА предусматривает скорое и
эффекттивное рассмотрение проблемы группой экспертов.
Администрирование положений НАФТА,
связанных с разрешением споров, возложено на канадскую, американскую и
мексиканскую национальные секции Секритариата НАФТА. В первые девять
месяцев 1996 - 97 финансового года Секретариат назначил 14 рассмотрений
группами экспертов в соответствии с Главой 19 Соглашения и одно
арбитражное рассмотрение согласно Главе 20. В 1996 году были приняты
восемь решений группой экспертов согласно Главе 19 и один отчет группы
экспертов согласно Главе 20.
Двадцатая глава Североамериканского
соглашения о свободной торговле установливает институциональный механизм
и процедуру разрешения споров. На конец 1996 года в соответствии с этой
главой были затребованы 11 консультаций по 10 случаям, один из которых
был передан для арбитражного рассмотрения. В четырнадцатой главе
дополнительно оговариваются специальные процедуры для разрешения любых
споров, касающихся финансовых услуг.
Основываясь на Канадско-американском
соглашении о свободной торговле (FTA), НАФТА включает в себя (в Главе
19) уникальную систему рассмотрения экспертами, представляющими две
страны, национальных решений по вопросам антидемпинга и компенсационной
пошлины, замещая тем самым юридическое рассмотрение и каждой из трех
стран. Со времени принятия НАФТА поступило уже 73 запроса на расмотрение
вопроса группой экспертов, в соответствии с Главой 19 Соглашения.
Что же касается разрешения вопросов,
связанных с инвестициями, НАФТА использует процедуры "смешанного"
арбитража между инвестором, чьим интересам наносится ущерб, и
заинтересованным правительством, основываясь на общих процедурах
установленных канадскими соглашениями о защите иностранных инвестиций и
Мировым банковским центром урегулирования споров, связанных с
инвестициями. НАФТА также требует от национальных агенств уважения к
принципам справедливости и прозрачности.
На национальные секции НАФТА возложена
ответственноть и за разрешение споров по другим соглашениям о свободной
торговле, заключенными этими странами не в рамках НАФТА. Так, еще в
1997 году на канадскую секция Секретариата НАФТА была возложена
ответственность за администрирование процесса разрешения споров согласно
Главе 8 канадско-израильского соглашение о свободной торговле, и такая
же ответственность по канадско-чилийскому соглашению о свободной
торговле.
О масштабах экономической взаимосвязи
США, Канады и Мексики на основе взаимной торговли и движения капитала
можно судить по следующим данным. В США реализовывается около 75-80%
канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля США в иностранных прямых
инвестициях в Канаде – свыше 75% и Канады в США – 9%. В США направляется
около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского
импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных инвестиций в
Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19
раз – Мексики.
По численности населения, по объему
совокупного валового продукта и ряду базовых экономических показателей
североамериканская интеграционная группировка сопоставима с Европейским
союзом. НАФТА обладает мощным (особенно благодаря США) экономическим
потенциалом, например, ежегодный объем производства товаров и услуг США,
Канады и Мексики равняется 5 триллионам долларов, а их доля в мировой
торговле составляет почти 20%. Структура североамериканского
интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с
европейской моделью интеграции.
Главное отличие – асимметричность
экономической зависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие
хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и
масштабам канадо-американской и мексикано-американской
интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на
американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению
капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по
интеграционному процессу.
Другая особенность североамериканской
экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в
разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось
приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВВП на
душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы
находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой
внешней задолженностью, пока еще заметно отстает от этих стран по
основным базовым показателям.
Разница в размерах ВВП на душу
населения между Мексикой и США достигает 6,6 раза, а с Канадой – 4,1
раза. Столь существенный разрыв в уровнях экономического развития
стран-членов затрудняет создание единого хозяйственного комплекса.
Также стоит отметить, что внутри
НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической силы
– США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику
вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер
легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но
одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут
оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того,
интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с
США, но не друг с другом.
Однако, Соединенные Штаты в результате заключения этого соглашения получили значительные выгоды:
в подавляющем большинстве отраслей
были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных
производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них
многие товары дешевле, чем в самих США;
перед американскими компаниями
открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки
стран-соседей, что расширяло рынок сбыта.
Участие США в региональном
интеграционном процессе превратилось в мощный фактор долгосрочного
положительного воздействия на внутриэкономическое развитие.
Общий товарооборот с Мексикой только
за 1993–1997 вырос почти в 2,5 раза (с 80,5 млрд. долл. до 197 млрд.), с
Канадой – почти в 2 раза (со 197 до 364 млрд.). На обе эти страны
приходится треть внешней торговли США. В начале 2000-х средний ежегодный
прирост товарооборота с Мексикой составил более 20%, с Канадой – 10%.
Статус беспошлинных товаров распространился уже на две трети всего
американского экспорта в регионе, и эти возможности продолжают
расширяться. США нуждаются в такой региональной экономической интеграции
для повышения своей конкурентоспособности по отношению к основным
экономическим соперникам – ЕС и Японии.
В то же время различные экологические и
профсоюзные группы в США, как и многие члены американского Конгресса,
опасаются перемещения американской деловой активности в Мексику с ее
низкими трудовыми и экологическими стандартами. Кроме того, американцы
боятся усиливающегося с 1990-х потока иммигрантов из Мексики, который в
2000-е уже достиг 300 тыс. человек в год. Подобная
«латиноамериканизация» США кажется многим американцам угрозой их
цивилизации, основанной на ценностях протестантской европейской
культуры.
Для Мексики членство в НАФТА означает
гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий ок. 80% всего
мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций.
Стремление к экономической интеграции с США стало стимулом
неолиберальных реформ, предпринятых мексиканским правительством еще в
начале 1980-х, отказа от импортозамещающей стратегии развития.
Через региональное объединение с США
Мексика стала постепенно интегрироваться в глобальную экономику. Особое
значение для нее имело также положительное решение вопроса о внешнем
долге после значительных финансовых потерь, понесенных в 1980-е:
мексиканское правительство добилось крупных кредитов от США для
реализации соглашений по свободной торговле. Многие иностранные компании
стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью
проникновения на американский и канадский рынки. Прямые иностранные
инвестиции в Мексику только за 1993–1999 выросли вдвое.
Критики мексиканского членства в НАФТА
указывают на то, что выгодами от него пользуется почти исключительно
элита, но не трудящиеся. Привлекательность Мексики для иностранных
предпринимателей связана во многом с низким уровнем жизни (низкой
оплатой труда) и низкими экологическими стандартами. Поэтому США не
проявляют сильной заинтересованности в улучшении жизненного уровня
мексиканцев.
Участие в НАФТА повернуло Мексику к
такой программе торговой либерализации и реструктуризации экономики,
которая в будущем делает отход от нее затруднительным, а возвращение к
экономической самостоятельности – практически невозможным.
Канада – это объективно более сильный
член НАФТА, чем Мексика, но более слабый, чем США. Потому Канада склонна
блокироваться с Мексикой при отстаивании своих интересов, для оказания
давления на Вашингтон. В начале 1990-х Канада опиралась на поддержку
Мексики в противодействии протекционистским акциям Соединенных Штатов. В
свою очередь, Мексика получила в 1995 поддержку Канады при обращении к
МВФ и МБРР, когда возникла необходимость срочного вмешательства для
спасения мексиканского песо.
Канада активно выступает за расширение
зоны свободной торговли, считая первоочередными кандидатами на
вступление в блок прежде всего Чили, а также Колумбию и Аргентину.
Демонстрируя свою самостоятельность и решительность, канадцы заявили,
что не станут ждать американцев, и в 1996 заключили двустороннее
соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два
дополнительных – о регулировании трудовых отношений и об охране
окружающей среды – по образцу соответствующих тройственных соглашений
1993 между Канадой, США и Мексикой. Канада заключила со многими странами
Латинской Америки различные двусторонние соглашения по отдельным
вопросам экономического сотрудничества, настойчиво пропагандирует идею
об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом. Канада самым активным образом
включилась в осуществление плана создания ФТАА. В 1998 она стала
председательствовать на переговорах по заключению этого соглашения,
которое было объявлено приоритетом канадской политики в регионе.
Таким образом, Канада в течение всего
одного десятилетия превратилась из довольно пассивного наблюдателя в
полноправного и активного участника многосторонних процессов и
мероприятий стран региона. При этом канадцы выступают в традиционной для
себя роли посредника между странами с разными уровнями экономического
развития и разной идеологической ориентации.
Участие в КУФТА и НАФТА дало сильный
импульс канадской экономике: только за 1989–2000 объем канадского
экспорта более чем удвоился, доля в нем машин и оборудования повысилась с
28% в 1980 до 45% в 1999. Это опровергает опасения тех противников
соглашения о свободной торговле на североамериканском континенте,
которые считали, что оно приведет к «деиндустриализации» канадской
экономики.
В 2000 на экспорт в США пришлось
примерно 33% всего ВВП Канады по сравнению с 15% в 1989. Особенно
сильной привязка к американскому рынку стала в двух крупнейших по
численности населения и хозяйственному потенциалу провинциях Канады – в
Онтарио (доля экспорта в США составляет 40% валового продукта) и в
Квебеке (24%).