Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
Основы бизнеса - Содержание
Для
функционирования любой формы хозяйства необходимо наличие целой
совокупности организационно-экономических и юридических условий, или,
другими словами, системы институтов хозяйства. Все они, вместе взятые,
образуют некую систему учреждений и организаций, называемую
инфраструктурой, т. е., образно говоря, систему каналов связи, по
которым беспрепятственно, наилучшим образом для данной формы хозяйства
происходит перетекание материальных и финансовых ресурсов, их изменение,
а также движение каждого продукта от производителя к потребителю.
В
плановой экономике, для которой характерна директивная форма связи
производства и потребления, роль таких каналов выполняли центральные и
местные органы Госплана, а также министерства и ведомства. Каждое
решение этих органов имело силу закона для нижестоящих и подчиненных ему
хозяйственных звеньев. Центральные плановые органы находились как бы на
вершине иерархической пирамиды хозяйственной власти. Принимаемые ими
решения распространялись вниз и вширь по различным уровням нижестоящих и
местных хозяйственных структур, конкретизировались, дополнялись новыми
расчетами, деталями и соответствующими указаниями и так постепенно
доводились до непосредственных производителей и потребителей. Такая
бюрократическая, т. е. состоящая из множества государственных
учреждений, инфраструктура имела то преимущество, что лишала
непосредственных производителей почти всякого хозяйственного риска и
потерь, связанных с конкуренцией, доводя до них планы производства,
снабжая под эти планы необходимыми ресурсами, регулируя посредством
нормирования весь процесс производства, а затем и распределения
произведенной продукции. Но, избавляя предприятия от риска, такая
государственная инфраструктура хозяйственных связен одновременно лишала
их и возможности проявить самостоятельность в поиске эффективных
экономических решений. Кроме того, многоуровневый вертикальный характер
плановой инфраструктуры требовал согласования любой хозяйственной
инициативы на нескольких вышестоящих уровнях управления, прежде чем
будет принято окончательное решение о том, отвергнуть ее или принять.
Это снижало оперативность принятия решений. Замедлялась скорость реакции
непосредственного производителя на изменение текущей экономической
ситуации, а иногда эта реакция становилась попросту невозможной.
Поэтому, оценивая прошлую плановую систему хозяйства, можно сделать
вывод, что ее экономическая инфраструктура обладала, с одной стороны,
значительной стабильностью и устойчивостью, с другой стороны, —
отсутствием гибкости и оперативности управления экономическими
процессами.
Эта
система, действуя, как известно, довольно долго, сформировала
определенный образ экономического мышления и устойчивые стереотипы
подходов к управлению общественным производством.
Новое
в переходной экономике — это зарождение чисто рыночной инфраструктуры
торговли, которая представлена прежде всего частными рыночными
структурами: товарными биржами, брокерскими конторами, торговыми домами ц
ш-гымп посредническими фирмами. Первоначально они обслуживают лишь
незначительную часть оборота, но постепенно их роль начинает неуклонно
возрастать. Процесс образования и развития этих структур протекает очень
интенсивно: спонтанно, но не постепенно, а Езрывообразно. Так
произошло, например, с развитием товарных бирж в России, которые начали
вдруг появляться повсеместно, «как грибы после дождя», вызванные к жизни
частичной либерализацией торговли. Так, в России было зарегистрировано в
1992 году уже около 400 товарных бирж. Лишь 270 из них имели лицензии, а
объем проходивших через них операций был Бовсе незначительным: 1—1,5%
товарооборота. Торговля шла по очень широкому ассортименту товаров,
нередко случайному. Потоки спроса и предложения были неустойчивы.
Одновременно возникло более 20 тысяч брокерских (торговых) контор, в
основном мелких. Они не располагали складской базой, самые крупные из
них имели оборот 50— 100 млн рублей (в ценах 1992 года). В отличие от
них, появились торговые дома, представляющие собой более крупные
структуры, нередко располагающие собственным складским хозяйством и
способные торговать за свой счет. Однако надо отметить, что они большей
частью ориентированы на особо выгодные экспортно-импортные операции,
связанные с конвертацией валюты, и не заинтересованы в активных
действиях на внутреннем рынке.
Переходная
экономика характеризуется постепенным, трудным становлением новой
рыночной инфраструктуры хозяйственных связей. Именно этот процесс
становления экономических субъектов, форм и механизмов их деятельности
означает появление и развитие новых экономических сфер: рынков
капиталов, труда и товаров.
Итак,
создание рынков — это не одномоментный акт, а сложный и длительный
процесс. Принятием законодательных актов о новом статусе экономических
субъектов (предприятий, учреждении, граждан), а также о прекращении
действия предыдущих, плановых форм и каналов управления, что можно
сделать довольно быстро и радикально, лишь создаются в большей или
меньшей степени - исходные, стартовые условия будущего развития рынков, .
но еще не сами рынки, как таковые. Правильность этого утверждения видна
особенно ярко на примере радикальных экономических реформ по типу
«шоковой терапии», :', когда все стартовые условия перехода к рынку
вводятся максимально быстро, но переход экономики к рыночному механизму
происходит все же медленно и очень болезненно: вместо появления
механизма рыночной конкуренции происходит массовый распад всех
экономических связей, обвально развивается экономический спад.
Что
же мешает быстрому развитию рынков? Во-первых, то, что остался прежним
по своей сути сам экономический субъект. Если говорить о предприятии, то
это обычно, как и прежде, крупное, узкоспециализированное производство,
часто занимающее монопольные позиции в отрасли. Возможности маневра у
него очень ограничены, а возможности давления на потребителя, напротив,
велики. Что касается работников, от рабочего до директора, то •jro люди с
прежними стереотипами мышления, поведения и с отсутствием опыта работы в
новых условиях, даже если присутствует острое желание перемен.
Во-вторых, и это очень важно, не успела сформироваться новая рыночная
инфраструктура, т. е. принципиально иная, организованная и
функционирующая по другому принципу система экономических институтов
(предприятий и организаций), призванных постоянно обслуживать
развивающийся механизм рыночной связи производства и потребления.
Механизм
рыночной связи — это механизм конкуренция. Он реализуется на основе
свободы экономического выбора. Выбор этот осуществляется на основе
потребительских предпочтений и предполагает свободный доступ к
информации о наличии товара и к самому товару, будь то продукт, труд или
капитал.
В
соответствии с особенностями той или иной рыночной сферы в переходной
экономике появляются и развиваются обслуживающие их элементы
инфраструктуры: прежде всего, сфера товарного обращения — от розничной
торговой сети до бирж; далее, сфера рынка труда, представленная
различными бюро по трудоустройству, центрами по переподготовке кадров,
образовательными учреждениями и биржей труда; наконец, сфера обращения
капитала через фондовые и валютные биржи, банки и небанковские
инвестиционные учреждения.
|