Киберфак – бесплатно скачать презентации PowerPoint, лекции, рефераты, шпоры, курсовые cyberfac logo
cyberfac.ru
На главную | Регистрация | Вход
  Статьи  
Главная » Статьи » Финансы » Основы бизнеса

Контроль над рынком

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
Основы бизнеса - Содержание

Следует заметить, что государственная политика в отношении монополий была противоречива, демонстрировала как примеры их прямой поддержки, даже стимулирования (например, в Германии начала века), так и наступления на попытки установить частный контроль над рынком. Постепенно последнее направление становится безальтернативным. Государственное вмешательство в экономику США и Западной Европы имеет одной из своих ключевых задач укрепление конкурентных начал.

Организованное противодействие государства частным монополиям началось в США после принятия в 1890 году Закона Шермана. Это был первый административный акт, за ним последовали другие. Антимонопольные законы и соответствующая политическая практика распространилась и в других государствах. Основные направления антимонопольной политики можно систематизировать.

Это, во-первых, ограничения, связанные со структурой производства: ни одна корпорация не может контролировать более 40—50% производства того или иного продукта.

Во-вторых, крупнейшим юридическим лицам (корпорациям, относящимся к первой тысяче) запрещается держать в своих руках более или менее существенную долю акций других предприятий.

В-третьих, собственно антикартельное законодательство, запрещающее «бесстыдные сговоры» по поводу повышения цен

Эти законодательные направления обрастают сетью постановлений, имеющих довольно широкий диапазон толковании, разную степень строгости. Вывести провинившихся олигополистов «на чистую воду» нелегко. П. Са-муэльсон замечает, что если несколько крупных фирм сталкиваются с одной и той же проблемой, то они «могут, даже не встречаясь, не перезваниваясь и не переписываясь, молчаливо выработать такую линию поведения, которая исключает острую конкуренцию в области цен». В 1946 году Верховный суд США установил, что олигопо-листы в производстве сигарет могут быть признаны виновными в установлении цен, даже если явный сговор отсутствовал.

Не всегда удачными являются методы борьбы с монополизмом. Повинных в злоупотреблениях с ценами можно, например, облагать налогами. Возможно, что в конечном счете монополия лишится сверхприбыли. Ее получит государство. Но необходимого для населения снижения цен и увеличения товарного предложения здесь не произойдет.

Несмотря на встречающиеся до сих пор попытки корпораций обойти юридические нормы, на Западе накоплен большой опыт антимонопольной, политики, причем достаточно часто проводимые меры затрагивают интересы самых влиятельных деловых кругов. Так, например, в 1957 году Верховный суд США пришел к выводу о том, что Дюпон незаконно контролирует «Дженерал Моторс» и предписал Дюпону освободиться от принадлежавшей ему части акций автомобильного концерна. Если бы над олигополистами не висела постоянная опасность судебных расследований, благосостояние граждан США находилось бы, по мнению некоторых американских экономистов, на значительно более низком уровне.

 

 

Любопытен опыт антимонопольной практики, накопленный Европейским Союзом. Еще в Римском договоре о создании ЕЭС (1957 г,) были определены незаконность прямого или косвенного установления монопольных цен на всей территории Сообщества ограничения производства, сбыта и источников снабжения, дискриминация партнера или навязывание ему дополнительных условий. Контроль за соблюдением правил свободной конкуренции был возложен на Комиссию Европейского сообщества. Этот исполнительный орган имеет право налагать штраф (до 1 млн экю), лишать незаконные соглашения правовой силы. За год Комиссия рассматривает 25—30 случаев подобных нарушений.

В документах ЕЭС подчеркивается забота о малых и средних предприятиях — носителях здоровых конкурентных начал, адаптационной способности, новаторства. Однако на территории Сообщества множатся слияния и поглощения, возникают новые мощные корпорации. В 80-е годы число ежегодных слияний возросло вдвое, причем каждое пятое из них приходилось на компании с оборотом более 10 млн экю. Вновь и вновь, таким образом, воспроизводится среда потенциальных возможностей для монопольного контроля над рынком.

Изучение опыта зарубежного антимонопольного регулирования представляет для нас несомненный интерес. Но мы имеем дело с монополизмом особого рода — монополизмом государственных структур, непотопляемых и способных проводить квазиприватизацию и квазидецентрализацию, возрождаясь при этом подобно птице Феникс в новом оперении. Очевидны здесь попустительство или даже прямая поддержка местных властей. Скрываясь от расследования, наши структуры используют методы частных монополий Запада: связи с правительственными чиновниками, взятки и т. д. Делу может помочь создание соответствующего законодательства, осуществление квалифицированной реорганизации монопольных структур.

При рассмотрении основ рыночной экономики мы проанализировали ее общие признаки, механизм взаимодействия составляющих элементов. Исторически развиваясь, рыночная экономика приобретает различные формы проявления, национальную специфику.

Мы обнаруживаем, таким образом, что главным критерием различий между разными видами рыночной экономики выступает степень и формы государственного вмешательства в экономическую жизнь.

Переход от централизованной к рыночной экономике многотруден. Избавление от груза «коллективной воли», психологической привязки к ней требует времени. Но главный порок командной системы состоял в том, что она не могла ориентироваться на удовлетворение потребностей человека, ибо даже просто учесть их многообразие было невозможно.

Пока что переходное состояние нашей экономики не выходит за рамки государственно-капиталистического. Василий Леонтьев, объясняя механизм действия рыночной экономики, приводит пример с яхтой в открытом море. Чтобы она двигалась, нужен ветер, который наполняет паруса, но для того, чтобы корректировать движение, нужен руль. Применительно к экономике, ветер — это материальная заинтересованность производителя, а руль — это государственное регулирование. Но для того чтобы государственное регулирование рынка состоялось, должен существовать рынок, т. е. сам предмет регулирования. В переходный период экономическая политика может способствовать формированию рыночного хозяйства, поощрять этот процесс, а для этого снимать административные зажимы и очищать русло для полноводного потока.


Категория: Основы бизнеса | Добавил: Ni-Cd (08 Декабря 2011)
Просмотров: 1664 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Полезные материалы  

В нашем каталоге файлов можно найти много полезной информации. Также советуем заглянуть в каталог статей: в нем есть полезные статьи по темам: Экономика предприятия, Общая экономика, Финансы и Кредит, также Словарь терминов по экономике, Маркетинг, Бухучет и Мировая экономика
Также есть полезная страница Факультеты МИФИ, которая расскажет о том, какие есть в МИФИ факультеты.
Меню
 

Навигация
Финансы и кредит [56]
Современные финансы [46]
Основы бизнеса [51]
 

Поиск
 

Онлайн
Онлайн всего: 49
Гостей: 49
Пользователей: 0
 

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

 


2007 - 2024 © Ni-Cd. All Rights Reserved