Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
Основы бизнеса - Содержание
У
древних народов рынок возник как эпизодически повторяющаяся процедура
обменных операций, чаще всего связанная с празднествами, ритуальными
действиями. Наши представления о рынке являются, естественно, более
масштабными. Но сутью рынка остается основанное на взаимном интересе
общение продавцов и покупателей. Девиз А. Смита: «Дайте мне то, что хочу
я, и я вам дам то, что хотите вы» — и по сей день остается в силе.
Рынок
позволяет реализовать частные интересы продавцов и покупателей,
ориентирует разрозненных участников обменных операций в их дальнейшей
деятельности, помогает принять решение о том, что производить, в каких
размерах, какими методами, направляя тем самым общее экономическое
развитие.
Что необходимо, исторически и логически, для возникновения рыночных отношений?
Во-первых,
продавцы товара должны быть его владельцами. Внутри общественной
собственности отдельный производитель не может «владеть» продуктом, т.
е. им свободно распоряжаться. Превращение товарного обмена в регулярное
явление прочно связано с распространением частной собственности. Она
обеспечивает право распоряжения (продажи) и в то же время создает
личную, кровную заинтересованность в удешевлении производства товара,
улучшении его качества, потребительских свойств.
Во-вторых,
обмен должен быть потребностью. Переход от случайного обмена, акта
реализации редких излишков к обмену как процедуре, систематически
повторяющейся и жизненно необходимой, связано с разделением труда в
обществе. От общей массы первобытных племен отделяются пастушеские (т.
е. возникает скотоводство как самостоятельная ветвь трудовой
деятельности), затем от земледелия отделяется ремесло, возникают его
спедиалнзированные отрасли. Начало рыночной экономики мы встречаем в
древних рабовладельческих государствах, она играет уже заметную роль в
средневековых городах, хотя там имелось множество внеэкономических
рычагов, всякого рода запретов и монополий, тормозивших развитие
рыночных отношений.
С
переходом к индустриальному (капиталистическому) обществу возникает
единый национальный рынок, экономика превращается в преимущественно
товаропроизводящую; значительно расширяется ассортимент благ и ус-луг,
предлагаемых на рынке. Покупатели и продавцы реализуют свободу
экономического выбора и принятия решений.
И,
главное, экономика получает мощный импульс для своего развития в виде
повсеместно распространившейся материальной заинтересованности как
предпринимателей, так и наемных рабочих. Рынок — это оптимальная
система, позволяющая сообществу, члены которого преследуют собственные
интересы, достичь максимальных при данных обстоятельствах совокупных
результатов, — говорил А. Смит.
|