Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
Основы бизнеса - Содержание
Банковская
система и кредитный рынок являются наиболее развитыми сегментами
российского рынка. Реформирование этой сферы началось раньше всех
остальных, ибо банковская система плановой экономики не позволяла даже
приступить к решению задач перехода к рынку. Она лишь пассивно
распределяла кредиты в соответствии с государственным планом
экономического развития. В ней не существовало сильного Центрального
банка, который проводил бы денежную политику, независимую от
правительственного диктата, устанавливал разумные нормы и контролировал
бы деятельность других банков. Кроме того, в прошлом лишь банк
мобилизовывал сбережения населения (Сбербанк), по которым выплачивался
низкий процент. Существовала, таким образом, государственная монополия
на вклады населения. Фактически существовала однобанковская система, в
которой Госбанк СССР распределял по плану через свои филиалы финансовые
ресурсы. Эта централизованная банковская система отвечала потребностям
системы централизованного планирования. Но после того, как предприятиям и
Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк — были перерегистрированы как
самофинансируемые акционерные банки со своими центральными конторами и
региональными отделениями, независимыми от государства. Сбербанк был
утвержден в качестве коммерческого, но со специфическими функциями
обслуживания вкладов населения.
Позднее,
в конце 1991 года, в связи с распадом СССР, Центральный банк Российской
Федерации взял на себя все полномочия Госбанка. В январе 1992 года был
упразднен союзный Сбербанк, а его российские отделения преобразованы в
Сбербанк России, имеющий 2100 крупных и 41 тысячу мелких отделений.
Основной контролирующий владелец Сбербанка — Центральный банк России, и
Сбербанк держит значительное количество вкладов в Центральном банке.
Бывшие
специализированные банки стали крупнейшими коммерческими банками
России. Промстройбанк — крупнейший универсальный коммерческий банк в
действительности представляет собой группу тесно связанных байтов,
которые специализируются на кредитовании промышленных и строительных
предприятий. Он имеет около 40 крупных отделений и много мелких
филиалов. Основная часть его операций осуществляется с очень крупными
государственными предприятиями; большая часть его капитала и
инвестиционного фонда была сформирована государством. Для финансирования
своих кредитных операций Промстройбанк использует главным образом займы
Центрального банка России.
Появился
ряд совместных банков с участием иностранного капитала (Международный
московский банк, Диалог-банк и др.), которые специализируются на
международных финансовых операциях и различных видах финансовых услуг.
Кроме
того, существует несколько крупных специальных коммерческих банков,
которые функционируют как кооперативам была предоставлена некоторая
независимость, возникла соответствующая потребность в изменении
банковской системы.
Перестройка
банковской системы началась в 1987 году. Первый ее этап включал
создание двухуровневой банковской системы. Госбанк был преобразован в
Центральный банк Советского Союза и стал ответственным за проведение
денежной политики, обеспечение стабильности валюты, надзор за
коммерческими банками и содействие межбанковским расчетам. Все остальные
функции были возложены на второй уровень банковской системы, состоящий
из пяти специализированных банков: сберегательного банка (Сбербанка),
банка для внешней торговли (Внешторгбанк), банка для строительства и
промышленности (Промстройбанк), сельскохозяйственного банка
(Агропромбанк) и банка для обслуживания социальной сферы и малых
предприятий (Жилсоцбанк). Это был первый этап банковской реформы,
означавшей специализацию различных государственных банковских учреждений
по видам деятельности (Центробанк и все остальные), а также по сферам
размещения и привлечения кредитных ресурсов (областям обслуживания).
В
конце 1988 года прошел второй этап банковской реформы. Он ознаменовался
быстрым ростом разветвленной сети отраслевых и региональных
коммерческих банков, которые создавались как акционерные компании или
кооперативы. Эти банки самостоятельно организовывались кооперативами,
общественными организациями, научно-исследовательскими институтами и
группами отраслевых государственных предприятий. Это потребовало
развития контрольных функций со стороны Центрального байка. были приняты
соответствующие законы о банках.
Появление коммерческих банков означало ослабление монополизма в банковском деле и развитие конкуренции в этой сфере.
В
1991 году три крупных специализированных банка — универсальные банки в
России и за рубежом. Это — Мосбизнесбанк, Менатеп, Токобанк, Инкомбанк и
др. Среди новых банков имеется много отделений государственных банков,
которые объявили о своей независимости. Ряд новых банков организован
группами предприятий, региональными организациями, кооперативами и
другими учреждениями.
Такова
структура банковской сферы в переходной экономике России. И хотя многие
из новых коммерческих банков по своему происхождению не являются
частными, а выросли из бывших государственных банковских учреждений, они
начинают действовать по законам рынка, приобретая экономическую и
правовую самостоятельность. Так постепенно формируется разветвленная
рыночная инфраструктура банковских учреждений.
В
результате описанной выше банковской реформы в России сложилась уже в
1992 году двухуровневая банковская система, на верхнем уровне которой
находится Центральный банк России, а на низшем — множество коммерческих
банков. Аналогичные преобразования произошли и Е других бывших
социалистических странах.
Таким
образом, был создан важнейший сегмент финансового рынка — кредитный
рынок и его инфраструктура — банковская система. Это имело большое
значение для осуществления других преобразований в переходной экономике,
так как финансовый рынок образует жизненную среду для мобилизации и
свободного перелива капиталов, приватизации, концентрации внутренних
накоплений для структурной перестройки и развития предпринимательства.
Состоящий
во главе банковской системы Центральный банк имеет на территории страны
кассовые расчетные центры, которые осуществляют кассовое пополнение
государственного бюджета и ведут корреспондентские счета коммерческих
банков. Центральный банк контролирует деятельность коммерческих банков
через установление обязательной нормы резервов и учетной ставки
процента. В остальном коммерческие банки являются самостоятельными
рыночными институтами, ведущими операции с различными клиентами и прямые
расчеты между собой. Они самостоятельно устанавливают процентные ставки
по кредитам и вкладам.
Развитие
коммерческих банков в переходной экономике позволяет использовать
экономические рычаги, присущие банковской системе, для ускорения
перехода к рыночным отношениям. Благодаря появлению коммерческих банков
ослабляется монополизм и рождается конкуренция в банковском деле, т. е.
реально осуществляется демонополизация экономики.
Коммерческие
банки обеспечивают в рыночной экономике финансовое посредничество и
деловые услуги. Это способствует повышению эффективности производства, а
также позволяет снизить степень риска и неопределенности в
экономической системе. Деловые услуги заключаются в организации платежей
за товары и предоставлении других банковских услуг, поддерживающих
сферу обращения. Коммерческие банки и другие финансовые посредники
обеспечивают, кроме того, снижение риска индивидуальных лиц, имеющих
сбережения, путем объединения этих сбережений и использования их для
создания крупного диверсифицированного портфеля ценных бумаг.
Для
коммерческих банков в переходной экономике актуальны «проблемы
портфеля» (структуры активов) и связанные с этим проблемы ликвидности,
возникающие вследствие малого объема уставного капитала и отсутствия
поступлений. Снижение ликвидности может вести к прекращению деятельности
банка. Отсутствие ликвидности означает для банка его неспособность
осуществлять платежи: оплачивать чеки, выдавать вклады, выплачивать
проценты и зарплату.
Названные
риски совместно с факторами инфляции и кризисами в производстве
вынуждают банки сконцентрировать свою кредитную деятельность
исключительно на краткосрочном кредитовании. Осложняет ситуацию и то,
что Центробанк стремится в нестабильных условиях переходной экономики
ужесточить регламентацию банковской деятельности. Так, относительно
часто изменяются нормы резервов, высоки налоги на банковскую
деятельность и отчисления Центральному банку за страхование вкладов.
Высокие налоги в сочетании с жесткими резервными требованиями, по
которым не начисляются проценты, вынуждают банки устанавливать большой
разрыв между процентными ставками, по которым они получают средства и по
которым они выдают их заемщикам. Это, конечно, затрудняет доступ
предприятий и индивидуальных заемщиков к кредитным ресурсам, что не
способствует быстрейшему выходу из кризиса переходной экономики
|