Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
Основы бизнеса - Содержание
ДЛЯ
выявления путей обеспечения социальной ориентации экономики России
переходного периода целесообразно рассмотреть опыт перестройки экономик,
которые также находились в глобальном кризисном состоянии.
Так,
например, поиск таких стран как Соединенные Штаты Америки во время
Великой депрессии, Западной Германии после второй мировой войны, Южной
Кореи выход из глобального социально-экономического кризиса (а в ряде
случаев катастрофы. — если иметь в виду вторую мировую войну)
предполагал не в отказе от социальной ориентации экономики, а в
использовании ее важнейших слагаемых.
В
России в период новой экономической политики, когда наша страна
выходила из потрясения, аналогов которому до сих пор еще не знает
отечественная история, — экономика тоже во многом оказалась
ориентирована на человека. Несмотря на огромные противоречия, рост
благосостояния, причем самый быстрый в этот период в мире, был
характерной чертой новой экономической политики.
Этот
период показывает, что может быть обеспечена и в переходной экономике
ее ориентация на развитие человека во всех его социально-экономических и
социокультурных качествах — работника, жителя, потребителя, и прежде
всего личности.
В
то же время, рассматривая пути ориентации экономики для человека,
необходимо отмстить, что этот вопрос по принципу «или —- или» решен быть
не может, нельзя выбрать один из двух путей перехода от
огосударствления работника или к рынку рабочей силы, или к освобождению
труда. Оба эти процесса проходят параллельно и выражают сложный путь
трансформации характера соединения работника со средствами производства.
В этих процессах можно выделить несколько важнейших аспектов.
Прежде всего, это преодоление огосударствления рабочей силы.
На
макроэкономическом уровне решение этой проблемы предполагает
преодоление полуфеодальных механизмов прикрепления работника к
определенному месту жительства и к определенному рабочему месту. Это и
отказ от системы прописки, и от жесткого ведомственного или
государственного распределения жилой площади.
Если
говорить о микроуровне, об организации труда на предприятиях, то здесь
также сохраняется огромное количество форм бюрократического отчуждения
труда работника. Прежде всего, административно-командная модель
организации трудового процесса, где собственник средств производства или
представляющий его менеджер полностью монополизируют функции
управления, фактически административно принуждая работника к труду.
Классический пример — тейлористская, фордистская модели организации
труда. Эта модель в переходной экономике сочетается со специфическими
для прежней «социалистической» системы механизмами бюрократического
принуждения и бюрократической организации, предполагающей использование
политических и идеологических механизмов давления на работника, наряду с
механизмами экономическими (штрафы и т. п.).
Переходная
экономика — это экономика, в которой отмирают или, что точнее,
вытесняются полуфеодальные механизмы огосударствления рабочей силы на
макро- и микроуровнях.
Важным
направлением снятия бюрократического и буржуазного отчуждения
работников от средств производства и труда в рамках смешанной экономики
могло бы стать также развитие договорных отношений между работниками,
собственниками и менеджментом, построение на основе контрактной модели
организации труда и занятости. Эта модель предполагает наличие типовых
договоров, фиксированных на определенную перспективу (год, возможно, 5
лет), предполагающих определение прав и взаимной ответственности сторон
при единых «правилах поведения» для определенного сектора экономики,
региона или страны в целом, Однако налх1чие некоторых общих «правил»
создаст определенные стабильные и весьма эффективные рамки для развития
рынка рабочей силы как социально-ориентированного рынка, не допускающего
хищнического использования и растраты человеческого потенциала ресурсов
рабочей силы, инновационных творческих способностей человека.
Наконец,
важнейшим (но вместе с тем и наиболее трудно реализуемым) средством,
создающим фундамент для ориентации экономики на человека является
реальное освобождение труда, превращение человека из придатка машины в
свободно развивающуюся личность — субъекта творческого труда. Решение
этой задачи предполагает, прежде всего, изменение самого содержания
трудового процесса. Речь идет о переходе к творческой деятельности как
на микроуровне (в процессе непосредственной организации производства),
так и на макроуровне (в системе экономических отношений).
Эту задачу можно решить и в относительно малых масштабах, например в рамках предприятия.
Обращаясь
к опыту российской экономики, других стран, уходящих от тоталитарного
наследия, опыту развитых государств, мы всякий раз сталкиваемся с тем,
что
социальное
регулирование потребительского рынка является объективной
необходимостью. Отсюда задача движения к новому качеству потребительской
сферы. Это движение предполагает не только развитие рынка и его
социальное регулирование, но и развитие некоторых пост-рыночных
механизмов социальной организации, ориентированной на человека в сфере
взаимосвязей производства и потребления. Необходимость этих пострыночных
механизмов диктуется следующим.
Во-первых,
наличие социальных гарантий для каждого члена общества, дабы он имел
некоторый минимальный стартовый уровень, способствующий реализации его
возможностей: иначе экономика, в XXI веке, просто не сможет развиваться.
Во-вторых,
обострение социальной поляризации и недоступность основных
потребительских благ для большей части членов общества создает угрозу
социальных конфликтов, ставших реальностью в переходной экономике России
и многих других стран. Такого рода конфликты в условиях глобальных
проблем, наличия ядериек энергетики, ядерного оружия, крайне опасных
химических производств и много другого чреваты последствиями, которые не
могут быть решены ни одной экономической системой, чреваты глобальными
катастрофами.
В-третьих,
для социально-ориентированной экономики потребности населения — это
прежде всего цель, а не только средство повышения экономической
эффективности.
Таким
образом, для того чтобы обеспечить социальные рамки потребительского
рынка и развитие не только рыночных, но и пострьшочных механизмов,
ориентирующих сферу потребления на развитие человека, необходимо решение
ряда конкретных проблем, вполне доступных для современной переходной
экономики. - у; Такими направлениями конкретной перестройки переходной
экономики являются следующие.
Первое
— разработка и реализация общественных механизмов, устанавливающих
социальные рамки потребительского рынка на основе нормативного
регулирования. К числу таких нормативов относятся лимиты цен и правила
ценообразования, экологические стандарты и нормы качества, прежде всего
потребительской продукции.
Второе
— управление развитием рыночных и пострыночных механизмов,
ориентирующих развитие потребительской сферы на обеспечение социальных
приоритетов посредством различных форм социального контроля и
ассоциированной организации потребителей. Прежде всего речь идет о
потребительских обществах, которые могут выполнять гораздо более
широкие, чем нормативное регулирование рынка, функции. Они могут
создавать формы прямой связи потребителей и производителей так, как это
было сделано в условиях новой экономической политики в Советском Союзе в
начале 20-х годов.
Третье — это программы структурной перестройки потребительского рынка.
Такого
рода программы могли бы стать одним из звеньев, обеспечивающих, с одной
стороны, решение задач достижения рационального уровня утилитарного
потребления, а с другой — параллельного осуществления перестройки
экономики с заменой модели общества потребления на модель общества,
ориентированного на развитие человека, личности.
Четвертое
направление решения названных задач — формирование системы социальной
поддержки лиц, трудовой потенциал которых не обладает достаточным
спросом. Это задача, которая является крайне актуальной для кризисной
переходной экономики посттоталитарных государств. Методами решения этой
проблемы могут стать механизмы бесплатного и открытого распределения.
Они используются даже в условиях современной кризисной экономики для
отдельных групп населения. Например, в го родах России пенсионерам
предоставлено право бесплатного проезда на коммунальном транспорте.
Развитие
такого рода механизмов на самом деле не является прерогативой
исключительно бывших тоталитар- . ных государств, После второй мировой
войны многие страны Западной Европы широко использовали карточное,!;
распределение, и в зависимости от того, насколько де->~ мократично,
открыто и гласно оно было организовано, решалась и задача обеспечения
как выживаемости населения, так и социальной справедливости при
осуществлении этого распределения.
|