Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
Основы бизнеса - Содержание
В
плановой экономике государственное управленис играет решающую роль в
определении всех экономическпх пропорций. Через систему директивных
адресных заданий государственные органы определяют основные
хозяйственные связи и параметры деятельности каждого предприятия: объем и
основной ассортимент производимой продукции, цены, поставщиков средств
производства и потребителей готовой продукции. До предприятий доводятся
директивные задания по повышению производительности труда и снижению
себестоимости продукции, по внедрению новой техники к формированию фонда
оплаты труда, и т. п. За предприятиями сохраняется самостоятельность в
решении очень небольшого и менее значимого круга хозяйственных вопросов,
таких, например, как : определение детального ассортимента выпускаемой
продукции, выбор конкретных, форм премирования работников, и т. п. При
построения системы государственного регулирования экономики здесь
господствует принцип «мак-., симальной возможности»: все экономические
процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию,
должны управляться государственными орга-; нами.
В
рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций
является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную
роль. Оно строится, на основе принципа «необходимости»: только в тех
сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны,
допустимо и целесообразно государственное регулирование.
Разумеется,
представления различных экономистов и" политиков о том, какие именно
экономические процессы могут эффективно регулироваться государством и
какие — рынком, не совпадают. Поэтому в отдельных странах с плановой
экономикой могут наблюдаться существенные различия в степени
экономической самостоятельности предприятий. Точно так же степень
государственного вмешательства в экономику неодинакова в разных странах с
рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство
намного активнее влияет на экономические процессы, чем в США. Но общим
для всех стран с плановой экономикой является то, что система
государственного управления предстает как основной регулятор
хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой она
всегда выполняет вспомогательные функции.
Изменение
основополагающего принципа формирования системы государственного
регулирования — одно из главных стартовых условий перехода к рыночной
экономике. На переходном этапе эта система характеризуется двумя
определяющими тенденциями. С одной стороны, государственное
регулирование экономических процессов теряет здесь всеобъемлющий
характер, степень государственного вмешательства в экономику
уменьшается. С другой стороны, происходит изменение форм и методов
государственного регулирования.
На
этапе перехода к рынку роль государственного регулирования более
значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя
основными причинами. Во-первых, на переходном этапе рынок находится в
стадии становления и его регулирующие возможности недостаточно высоки,
что обусловливает необходимость более интенсивного вмешательства
государства в экономические процессы. Во-вторых, переход от планового
хозяйства к рыночному не происходит автоматически, стихийно. Государство
призвано регулировать процесс перехода, стимулировать создание
инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования.
|