Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
Основы бизнеса - Содержание
Вопрос
о том, почему кофе дороже прохладительного напитка, меха дороже ватника
или коньяк дороже пива остался открытым. Обычным ответом является
ссылка на стоимость, ценность товара и, возможно, нашу
платежеспособность .
Покупатель,
как говорится, заказывает музыку. И исходит он при этом из полезности
товара. При этом, однако, возникает недоумение: если ценность того или
иного блага определяется его полезностью, то почему же хлеб и молоко
стоят дешевле драгоценных камней? На это экономисты отвечают, что в
пустыне глоток воды стоит, конечно же, дороже алмазов. Полезность,
определяющая ценность, является предельной, а не безграничной или
безусловной. Предельная полезность соединена со степенью редкости
товара, иначе говоря, с ограниченностью его предложения. Размеры
предложения зависят как от естественной ограниченности ресурсов, так и
от частных интересов предпринимателей.
Современный
вариант теории полезности представляет доктрина Парето — Хикса. Ее
исходными постулатами являются два очевидных положения:
— потребительское поведение ориентировано на получение наивысшего эффекта, максимальной полезности;
— потребитель выбирает необходимые ему блага, придерживаясь своего, субъективного порядка предпочтения.
На
первом этапе рассмотрения теории полезности примем, что каждый
потребитель тяготеет к определенному набору жизненных благ. Ради
простоты сведем этот набор к комбинации из двух товаров или товарных
групп (чай и кофе, книги и сигареты, еда и развлечения).
Как строится бюджетная линия
Предположим
сначала, что весь доход наш потребитель тратит на еду. На горизонтали
это будет точка L. В ином случае — перед нами охотник до развлечений и
у. него весь доход расположится на вертикали, достигнув точки М.
Соединив точки L и М, мы получим бюджетную или ценовую линию.
Оптимальной для обычного потребителя явится, по-видимому, точка касания
линии бюджета Pj (пусть это будет точка D) т. к. здесь он попадает на
более высокий уровень полезности. Точка D — это наивысшее сочетание
полезности и линии дохода.
Норма
замещения, т. е. количество товара X, достаточное для замены одной
услуги Y (или наоборот), обре-: тает теперь ценовую форму и превращается
в коэффициент, по которому можно определить рыночное равновесие товаров
X и Y, а также как и множества других пар (одна банка кофе стоит
столько лее, сколько две с половиной пачки чая, учебник по экономике
равен блоку сигарет, бутылка коньяка — пяти банкам пива и т. д.).
Итак,
теория полезности и потребительского поведения изложена здесь «языком
кривых безразличия». Проблема измерения полезности выражается наклоном
кривой безразличия, темп убывающей полезности выступает в виде кривых,
выпуклых по отношению к осям координат, где скольжение вниз
соответствует угасанию возможных замещений одного товара другим.
|