Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
Основы бизнеса - Содержание
Мы
установили, что система социальной защиты должна строиться исходя из
решения задач обеспечения действительной экономической эффективности, а
не из других соображений эффективности рыночной системы. При этом
социальная защита всякий раз оказывается объективно, с одной стороны,
той системой производственных; отношений, в которой она функционирует, а
с другой — требованиями современного состояния мировой экономики,
человеческого сообщества в целом.
Современной
экономике, которая должна быть экономикой для человека, нужна
эффективная система социальной защиты, которая позволила бы использовать
трудовой и инновационный потенциалы каждого человека, независимо от его
социально-экономического статуса. Если же это не обеспечивается, то
становится невозможным использование квалифицированной рабочей силы,
которая должна обладать способностью к переобучению, инновации,
творчеству.
Но
есть ли для этого в рамках переходной экономики достаточные
предпосылки? Да, ибо в предшествующем развитии в рамках в целом
неэффективной экономики, нерационально использующей огромные
материальные и человеческие ресурсы, тем не менее был создан
определенный «задел» социальной защищенности. Она обеспечивала каждому
человеку гарантия занятости, получения образования, медицинского
обслуживания, гарантии отдыха и возможность некоторой переквалификации.
Уровень,
достигнутый в СССР в конце 70-х — начале 80-х годов, вполне мог бы быть
воспроизведен в условиях переходной экономики при условии, что ее
экономические отношения и механизмы хозяйствования будут более, а не
менее эффективны, чем отношения и механизмы, существовавшие в условиях
тоталитарного прошлого.
Каковы же конкретные слагаемые системы социальной защиты и что она из себя представляет?
Под
эффективной социальной защищенностью подразумевается система
экономических отношений, обеспечивающая каждому члену общества гарантии
определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и
использования его способностей (трудовых, предпринимательских,
личностных), и обеспечивающая его при утрате (отсутствии) тех или иных
способностей (старики, больные, инвалиды, дети и т. д.).
При таком понимании сущности социальной защиты ее слагаемыми становятся следующие гарантии:
1) работа для трудоспособных (защита от безработицы);
2) обеспечение пособия уже и еще нетрудоспособных, инвалидов и иных социально-обездоленных групп населения;
3)
доходы от трудовой деятельности или пособия, обеспечивающие нормальный
уровень жизни (включая потребление основных утилитарных благ, прежде
всего -в продуктов питания);
4) минимальное равнодоступное обеспечение жильем,
услугами
культуры и здравоохранения, возможностями отдыха и получения
образования, необходимого для формирования современной квалифицированной
рабочей силы.
Главной
проблемой, однако, является не столько выявление слагаемых системы
социальной защиты (они достаточно хорошо известны), а ответ на вопрос:
как именно в современных условиях могут решаться задачи формирования
эффективной социальной защиты.
Ключевое
средство в решении этой задачи — развитие отношений самозащиты
населения при помощи государства в различных общественных и
экономических формах. Наиболее известными из таких форм являются
профессиональные союзы, страховые общества, потребительские организации,
местные и центральные органы государственной власти. Однако самое
эффективное условие социальной защиты как самозащиты — только
хозяйственная власть трудящихся. Если человек и объединения людей
являются хозяевами социально-экономической системы, то в этом случае
система социальной защиты реализуется именно так, как это необходимо для
граждан.
В качестве конкретных моделей социальной защиты можно выделить следующие.
Первая
модель — народно-демократический тип организации социальной защиты, его
реализация предполагает политическую демократию и власть трудящихся в
экономике. Иными словами, предполагается такая система социальной
защиты, которая вырастает из самоуправляющихся государственных
предприятий, коллективных самоуправляющихся предприятий как основной
части смешанной экономики и политической системы, построенной по
принципу предпринимательства различных форм ассоциаций граждан (тех же
трудовых коллективов, общественных организаций, местных органов
самоуправления) в высшем звене представительной власти.
В
этом случае социальная защита осуществляется как самозащита при помощи
государственных органов. Соответственно государство и его структуры
гарантируют решение следующих задач.
Во-первых,
гарантии права на труд, включая гарантии получения рабочего места и
оплаты по труду. Государство гарантирует социально-допустимые условия
труда, минимальную оплату труда, создает гарантии равноправия субъектов
на рынке труда, свободного выбора профессии, рода занятий, места работы,
сферы и места приложения труда. Такая система предполагает не только
деятельность государственных органов, но и развитую систему организации и
самоорганизации трудящихся, прежде всего профсоюзов, ассоциаций
трудовых коллективов, партий и других органов, представляющих интересы
наемных работников.
Во-вторых,
гарантии законодательной и иной социальной защиты режима рабочего дня,
рабочей недели, года, благоприятных условий для сохранения длительной
трудоспособности при высокой эффективности труда.
В-третьих,
гарантии развития социально-культурной сферы с приоритетным учетом
требований социальной защищенности населения. В частности, эта задача
реализуется на основе благоприятных условий ежедневного, еженедельного и
ежегодного отдыха путем развития необходимой инфраструктуры отдыха.
Сюда
же входит охрана здоровья, развитие просвещения, образования и высокий
уровень культуры, предполагающей общедоступность ценностей отечественной
и мировой культуры, находящихся в общественной собственности.
Вторая
модель — вариант номенклатурного капитализма. Эта модель не эффективна,
так как возникающая при, этом «номенклатурная буржуазия»
социально-экономически не опытна, бедна и жадна. Она не способна
находить компромиссы с трудящимися и предотвращать обострение
социально-экономических конфликтов.
Система
социальной защиты в этом случае работает лишь для отдельных категорий
работников, трудовых коллективов, отдельных граждан. Она работает для
тех, кто оказался близок к той или иной благотворительной кормушке,
завися от произвола чиновников или новоявленных буржуа. Такого рода
социальная защита объективно ориентированна на решение формальных задач:
например, сохранение власти государственного аппарата или иных
номенклатурных структур, повышение престижа коммерческой структуры или
иные цели. Поэтому такая система социальной защиты оказывается
неэффективной в целом.
Методы,
которыми реализуется система социальной защиты в рамках данной модели,
предполагают раздробленные, разовые подачки и компенсации, как правило,
ориентированные на отдельные группы населения. Они не имеют ни
стабильного, ни программного характера.
Отсутствие
реальных гарантий в системе социальной защиты, как правило,
прикрывается лозунгом: «Свободу сильным, поддержку слабым». На деле этот
лозунг означает свободу и поддержку сильным, в частности корпоративно
организованному бизнесу, и минимальные разовые нестабильные подачки
слабым. Осуществляется скорее принцип «разделяй и властвуй», нежели
метод обеспечения реальных равных гарантий для всех слоев населения.
Опыт внедрения такого механизма имеется и в Восточной Европе, и в бывшем
Советском Союзе. Действуя всега лишь несколько лет, по разрушительности
он сопоставим: с Великой депрессией 1929—1933-го годов
|