Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
Основы бизнеса - Содержание
Цены
на товары и услуги устанавливает рынок. Путеводителем обычно выступает
спрос. На рынке действует так называемый закон спроса, состоящий в том,
что объем покупок обратно пропорционален уровню цен.
При понижении цен сделать покупку может больше, а при повышении цен — меньше потребителей.
Мы
обратили внимание на начальную зависимость между спросом и ценами. В
свою очередь, и это не менее важно, спрос реагирует на изменение цен.
Реакция эта при сопоставлении разных групп товаров оказывается
достаточно неравномерной.
Эластичность
спроса может быть слабой, промежуточной и сильной. В первом случае речь
идет о товарной группе, объемы продаж которой снижаются при росте цен
весьма медленно (товары первой необходимости), в промежуточной корзине
находятся товары, по которым существует возможность их замещения другими
(например, кофе — чай), в третьей же группе находятся товары, падение
объемов продаж которых вследствие роста цен носит стремительный
характер, они как бы вымываются из потребления (новые нетрадиционные
товары, импорт).
Если
мы попытаемся изобразить эти связи графически,, то кривая спроса будет
более крутой при слабой и более пологой при сильной эластичности
Подобные
явления наблюдаются и на российском рынке. Спрос, как и везде в мире,
понижается при стремительном росте цен, но заметно медленнее на хлеб и
молоко, т. е. на товары без которых потребителю обойтись трудно.
Существуют также сезонные колебания в спросе (например, на мороженое или
теплую одежду).
До
сих пор мы говорили о воздействии цен на поведение покупателей. Но
чтобы сделка состоялась, необходимы еще и продавцы с их предложением
товаров и услуг.
В
реальной жизни расширение (сжатие) предложения — процесс трудный, он
более сложен, чем колебания спроса. Многое здесь зависит от уровня
развития технологии, издержек производства. При стимулировании
технологии, в частности для сокращения издержек на зарплату, может
сократиться занятость. И, наконец, расширение производства наталкивается
порой на ограничения чисто физические.
Рассмотрим реакцию предложения на ценовые изменения или его эластичность в трех вариантах
Предложение
может расти (случай А) и это будет нормальной реакцией
продавца-производителя на повышение цен. Вспомним, например, как быстро
запоанился у нас рынок трикотажа. Предприятия, располагавшие рыночной
монополией, т. е. контролем над рынком, или государственные предприятия,
пользующиеся субсидиями или. другими льготами, могут сохранять тот же
объем предложения и получать монопольную прибыль (случай В). И, наконец,
некоторые предприятия, в особенности сельскохозяйственные (фермеры,
товарищества), порой не могут увеличить объем производства, вынуждены
сокращать его из-за отсутствия или дороговизны техники, удобрений или
нз-за отсутствия прямых связей с рынком.
|