Бихевиоризм. Основные закономерности поведения.
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Возник в 10-20 гг 20в в США, основатель Дж. Уотсон. Предмет изучения –
поведение, центральная проблема – проблема научения. Суть - S-R
(принцип реактивности). Бихевиоризм – человек напрямую зависел от
внешних воздействий. Представители Бихевиоризма–Торндайк (закон,
согласно которому связь между стимулом и реакцией усиливается, если есть
подкрепление, оно может быть + или -). Из классического Б в 40-60 гг
выделяется неоБихевиоризм – Толмен (ввел промежуточную переменную, под
которой понимались когнитивные карты, те образ лабиринта у крысы,
которая в нем уже побывала: S-V-R. Позднее к промежуточной переменной
стали относить мотивацию, цели, которые существенным образом влияли на
конечные стратегии поведения), Скиннер (экспериментально установил, что
любое поведение определяется своими последствиями. Он создал теорию
оперантного научения и сформулировал принцип оперантного обусловливания:
поведение живых организмов полностью определяется последствиями, к
которым оно приводит. Здесь тоже сохраняется принцип реактивности, т е
не чел-к выбирает к-л формы своего поведения, а вероятные последствия
поведения определяют логику выбора. Он считал, что взависимости от того
будут ли эти последствия + или -, живой организм проявляет тенденцию
либо повторить этот вид поведения, либо избегать его в дальнейшем). В 60
гг возник социоБихевиоризм, в этом подходе складываются основные
теории соц научения, представители – Бандура (важное место отводил
когнитивным структурам (память, мышление), тк чел-к может обучаться
новым навыкам поведения наблюдая за поведением др людей, оценивая это
поведение и оценивая его последствия. Он отмечал важность
самоподкрепления, когдаоценка своего поведения позитивна, т к оно
соответствует в поведении внутренним стандартам и нормам. Считал, что
агрессивность приобретенное качество, поэтому резко отрицательно
относился к СМИ). Роттер (Поведение чел-ка определяется факторами: 1.
поведческий потенциал, т е набор поведенческих навыков, реакций, которые
сформировались в течение жизни чел-ка. Он складывается из 5 групп
поведенческих реакций (техники существования): а) п р, направленные на
достижение успеха, результата; б) п р – приспособление или адаптация; в)
защитные п р (подавление желаний); г) техника избегания – уход из
конфликтной ситуации, отдых; д) агрессивные п р – непосредственная
физическая агрессия либо критика другого, ирония, насмешки. 2.система
ожиданий, она определяет вероятность того, что определенная стратегия
поведения в определенной ситуации будет подкреплена, если чел-к считает,
что существует высокая вероятность того или иного подкрепления в данной
ситуации, то он будет более быстро усваивать требуемое
поведение.3.характер подкрепления и его ценность для чел-ка, т е для
разных людей значимым является определенный вид подкрепления, для кого
похвала, для кого наказание. 4. локус-контроль, либо экстернальность
(надеется на других), либо интернальность (на себя)). Б не отрицали
сознания, но говорили, что не существует методов для его изучения.
Заслуга Бихевиоризма.: внес в психологию сильный материалистический дух –
естественнонаучный путь развития; ввел объективный метод, основанный
на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий;
расширился класс исследуемых объектов(Потребности животных, доречевых
младенцев), продвинул отдельные разделы Потребностей.(проблема научения,
образование навыков). Недостатки Бихевиоризма.: сближение психики
человека и животного; игнор. сознания; недоучет сложности психической
деятельности человека).
|
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 2631
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|