Киберфак – бесплатно скачать презентации PowerPoint, лекции, рефераты, шпоры, курсовые cyberfac logo
cyberfac.ru
На главную | Регистрация | Вход
  Статьи  
Главная » Статьи » Психология » Психология и Педагогика

Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности.

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию
Синонимы групповой динамики, введенной К.Левиным, предполагают процессы, которые происходят в малой группе и обозначают ее переход от одной стадии к другой.
Процессы:
1-образование малой группы;
3-лидерство;
2-групповая сплоченность;
4-принятие групповых решения;
5-развитие малой группы.
При изучении 1 процесса в психологии можно выделить 2 направления: а)вопрос о принятии норм существования группы новым членом; б) формирование группы как психологической целостности или групповой сплоченности. В 1 направлении присутствует феномен конформности, группового давления.

Конформность - процесс изменения аттитюдов, мнений, восприятия, поведения индивида в сторону согласия с группой в ответ на реальное или воображаемое давление в ситуациях, когда нет прямого требования соглашаться с группой. Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Впервые в эксперименте Аша (1951) Испытуемым давались 2 карточки, на карточке в правой руке - отрезок одной прямой, на карточке в левой руке три отрезка, причем только один из них по длине равный отрезку правой карточки. Испытуемым предлагалось определить, который из отрезков левой карточки равен по длине в правой карточки. Когда задание выполнялось индивид все справлялись верно, тут вступала «подставная группа», 37% испытуемых «наивных субъектов» дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали конформность. Все утверждали, что мнение большинства давит весьма сильно и всякий раз кажется, что ошибаешься именно ты. Один из выводов Аша: люди демонстрируют Конформность поскольку хотят понравиться группе, быть принятым ею, поступать как все. На Конформность влияют также и личностные характеристики, и характер ситуации и состав групп. Таким образом, позиционирование большинства становится причиной образования малой группы при достаточной доли конформности ее нового члена.

2 Проблема групповой сплоченности. Самым известным определением является социо-метрический вариант - высокий % выборов, основанный на взаимных симпатиях.
Определение Фестингера: групповая сплоченность - сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удержать их в ней. Сила - это характер группы являющимся привлекательными для человека (состав группы, стиль лидерства), чем больше таких  черт, тем сильнее они будут желать ее сплоченности.
Ньюком - согласие всех членов группы, относительно значимых для них ценностей.
По Петровскому, групповая сплоченность выступает как многоуровневое образование. Каждый уровень развития (страты) можно говорить о типах отношений:
1- нравится-не нравится (хоть внешне) -1 уровень групповой сплоченности, который совпадает с социо-метрическим определением, т.е. взаимными симпатиями, чем их больше, тем лучше.
2- совпадение основной системы ценностей групповой деятельности -2 уровень - Петровский называет его ценностно-ориентир единством, оно предполагает у членов группы ориентации на основные ценности, которые касаются процесса совместной деятельности;
3-принятие целей групповой деятельности.
4-совпадение индивидуальных целей членов группы с целями групповой деятельности. Т.е. к концу отношения в группе все более определяются групповой деятельностью.

3 Лидерство. Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Он демонстрирует более высокий, чем других членов группы, уровень участия, активности, влияния на поведение других. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, при которых он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление, он немыслим в одиночку.

Теории происхождения лидерства.
1) Теория черт (харизматическая теория) - исходит из положений немецкой психологии конца 19 - начала 20 в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидер - человек обладающий определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Но задача составления перечня таких черт не решаема. l940 г. К. Бэрд составил список из 79 лидерских черт: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие (позже Р. Стогдилл к ним добавил бдительность, популярность, красноречие). Однако если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях, что дало основание усомниться вообще в возможности составить более или менее стабильный перечень черт.

Ситуационная теория. (на ее основе проведено много экспериментальных исследований лидерства в школе «групповой динамики»). Лидерство - продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Добавление - главным моментом появления лидера считалось выдвижение его группой, потому что именно по отношению к данному человеку группа ожидает от него проявления необходимой в данной ситуации черты. Е. Хартли: - если кто-то стал Лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации. - вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры «вообще». - человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз. - отдельным людям свойственно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так что им «дают посты».

«Системной теории лидерства». Лидерство – процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - как субъект управления этим процессом. Лидерство интерпретируется как функция группы и поэтому изучать его следует с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности не должна сбрасываться со счетов. В этом подходе выдвижение лидера определяется не только личными качествами, групповой деятельностью, но и составом группы. Могут существовать лидеры как минимум двух типов: инструментальный (деловой), нацеленный на задачу и обеспечивающий группе успех, достижение. Ориентацией в первом случае на «дело». Эмоциональный (экспрессивный), нацеленный на интеграцию межличностных отношений и обеспечивающий в группе «равенство», благоприятную атмосферу.

Стили лидерства. В традиции социальной психологии исследуется вопрос именно о стиле лидерства, а не руководства. Но в связи с отмеченной неоднозначностью употребления терминов очень часто проблему обозначают как стиль руководства. В экспериментальных исследованиях в равной мере выявляются - стиль лидерства, и стиль руководства. Очень часто методики, предназначенные для определения стиля лидерства, считаются годными и для определения стиля руководства. К. Левина в школе «групповой динамики» провел эксперимент на выявления стиля лидерства. Эксперимент проводился на группе детей-подростков (мальчики 1I-12 лет), которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп демонстрировали разный стиль, и экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп. Стили руководства получили обозначения: «авторитарный», «демократический» и «попустительский». Каждый стиль можно различать как минимум с двух сторон: содержание решений, предлагаемых лидером группе, и техника (приемы, способы) осуществления этих решений.

Авторитарный стиль Деловые, краткие распоряжения. Дела в группе планируются заранее (во всем их объеме). Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны. Голос руководителя – решающий. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицания субъективны. Эмоции не принимаются в расчет. Показ приемов - не система. Позиция лидера - вне группы.

Демократический стиль. Инструкции в форме предложений. Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. Похвала и порицание - с советами. Не сухая речь, а товарищеский тон. Распоряжения и запреты - с дискуссиями. Позиция лидера - внутри группы.

Попустительский стиль. Тон – конвенциональный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера - незаметно в стороне от группы. Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера. Большим упрощением проблемы лидерства и руководства является представление о необходимости обязательного совпадения при всех обстоятельствах в одном человеке и лидера, и руководителя. На эту идею работает предлагаемое иногда деление на «официальных» и «неофициальных» лидеров, когда под «официальным» лидером понимается как раз руководитель.

4. Принятие групповых решений. В ходе групповой дискуссий происходит принятие решений. Первые исследования были проведены К. Левиным во время 2 мир войны в США. Вместо мяса населению предлагались субпродукты, но домохозяйки бойкотировали их покупку. Цель исследования Левина: сравнить эффективность на мнение домохозяек теорию формы в виде лекции и новой формы - выработки собственного группового решения на основе  дискуссии. Через неделю: в группах, слушавших лекцию, 3% изменили мнение, где прошли групповые дискуссии - 32%. Такой эффект стал возможен потому, что решение не было навязано. А было принято группой. Групповые решения более эффективны. В ходе принятия групповых решений:
1) эффект поляризации, когда уменьшается число неопределенных мнений и они больше поляризуются.
2) эффект сдвига риска - групповые решения являются более рискованными, по сравнению с индивидуальными.

5. Развитие группы. Теория Бенниса и Шепарда построена на осмыслении тех процессов, которые происходят в так называемых Т-группах (группах-тренинга). В существовании этих групп выделяются 2 фазы на каждой из которых группа решает набор проблем для достижения основной цели - установления так называемой валидной коммуникации (т.е. коммуникации, в которой устранены помехи для общающихся). Путь достижения этой цели и есть развитие группы, в котором она проходит 2 фазы: 1-решается вопрос о лидере и анализируется взаимоотношения между каждым членом группы и лидером; на 2 фазе рассматриваются отношения между рядовыми членами. На каждой из этих фаз постепенно снимается скованность в отношениях и развивается более полноценная коммуникация. В отечественной психологии Петровский; Уманский - у которого идея стадий групп сочетается с выделением некоторых обязательных параметров группы, применительно к которым и замеряется уровень ее развития:1) направленность (просоциальная, асоциальная); 2)организованность; 3)подготовленность к групповой деятельности; 4) развитость внутригрупповой коммуникации.
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
Просмотров: 4371 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Полезные материалы  

В нашем каталоге файлов можно найти много полезной информации. Также советуем заглянуть в каталог статей: в нем есть полезные статьи по темам: Экономика предприятия, Общая экономика, Финансы и Кредит, также Словарь терминов по экономике, Маркетинг, Бухучет и Мировая экономика
Также есть полезная страница Факультеты МИФИ, которая расскажет о том, какие есть в МИФИ факультеты.
Меню
 

Навигация
Психология и Педагогика [81]
 

Поиск
 

Онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

 


2007 - 2024 © Ni-Cd. All Rights Reserved