Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности.
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Синонимы групповой динамики, введенной К.Левиным, предполагают процессы,
которые происходят в малой группе и обозначают ее переход от одной
стадии к другой. Процессы: 1-образование малой группы; 3-лидерство; 2-групповая сплоченность; 4-принятие групповых решения; 5-развитие малой группы. При
изучении 1 процесса в психологии можно выделить 2 направления: а)вопрос
о принятии норм существования группы новым членом; б) формирование
группы как психологической целостности или групповой сплоченности. В 1
направлении присутствует феномен конформности, группового давления.
Конформность
- процесс изменения аттитюдов, мнений, восприятия, поведения индивида в
сторону согласия с группой в ответ на реальное или воображаемое
давление в ситуациях, когда нет прямого требования соглашаться с
группой. Конформность констатируется там и тогда, где и когда
фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и
преодоление этого конфликта в пользу группы. Впервые в эксперименте Аша
(1951) Испытуемым давались 2 карточки, на карточке в правой руке -
отрезок одной прямой, на карточке в левой руке три отрезка, причем
только один из них по длине равный отрезку правой карточки. Испытуемым
предлагалось определить, который из отрезков левой карточки равен по
длине в правой карточки. Когда задание выполнялось индивид все
справлялись верно, тут вступала «подставная группа», 37% испытуемых
«наивных субъектов» дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали
конформность. Все утверждали, что мнение большинства давит весьма сильно
и всякий раз кажется, что ошибаешься именно ты. Один из выводов Аша:
люди демонстрируют Конформность поскольку хотят понравиться группе, быть
принятым ею, поступать как все. На Конформность влияют также и
личностные характеристики, и характер ситуации и состав групп. Таким
образом, позиционирование большинства становится причиной образования
малой группы при достаточной доли конформности ее нового члена.
2 Проблема групповой сплоченности. Самым известным определением является социо-метрический вариант - высокий % выборов, основанный на взаимных симпатиях. Определение
Фестингера: групповая сплоченность - сумма всех сил, действующих на
членов группы, чтобы удержать их в ней. Сила - это характер группы
являющимся привлекательными для человека (состав группы, стиль
лидерства), чем больше таких черт, тем сильнее они будут желать ее
сплоченности. Ньюком - согласие всех членов группы, относительно значимых для них ценностей. По
Петровскому, групповая сплоченность выступает как многоуровневое
образование. Каждый уровень развития (страты) можно говорить о типах
отношений: 1- нравится-не нравится (хоть внешне) -1 уровень групповой
сплоченности, который совпадает с социо-метрическим определением, т.е.
взаимными симпатиями, чем их больше, тем лучше. 2- совпадение
основной системы ценностей групповой деятельности -2 уровень -
Петровский называет его ценностно-ориентир единством, оно предполагает у
членов группы ориентации на основные ценности, которые касаются
процесса совместной деятельности; 3-принятие целей групповой деятельности. 4-совпадение
индивидуальных целей членов группы с целями групповой деятельности.
Т.е. к концу отношения в группе все более определяются групповой
деятельностью.
3 Лидерство. Лидером является
такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия
членов группы для организации группы при решении конкретной задачи в
конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Он
демонстрирует более высокий, чем других членов группы, уровень участия,
активности, влияния на поведение других. Остальные члены группы
принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, при которых
он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать
как групповое явление, он немыслим в одиночку.
Теории происхождения лидерства. 1) Теория черт (харизматическая теория) -
исходит из положений немецкой психологии конца 19 - начала 20 в. и
концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидер -
человек обладающий определенным набором личностных качеств или
совокупностью определенных психологических черт. Но задача составления
перечня таких черт не решаема. l940 г. К. Бэрд составил список из 79
лидерских черт: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм,
уверенность, дружелюбие (позже Р. Стогдилл к ним добавил бдительность,
популярность, красноречие). Однако если посмотреть на разброс этих черт у
разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в
перечнях, что дало основание усомниться вообще в возможности составить
более или менее стабильный перечень черт.
Ситуационная теория.
(на ее основе проведено много экспериментальных исследований лидерства в
школе «групповой динамики»). Лидерство - продукт ситуации. В различных
ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые
превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но
поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной
ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом,
лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации
присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других
лиц). Добавление - главным моментом появления лидера считалось
выдвижение его группой, потому что именно по отношению к данному
человеку группа ожидает от него проявления необходимой в данной ситуации
черты. Е. Хартли: - если кто-то стал Лидером в одной ситуации, не
исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации. - вследствие
воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются
группой как лидеры «вообще». - человек, став лидером в одной ситуации,
приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то, что
данного человека изберут лидером и в другой раз. - отдельным людям
свойственно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так
что им «дают посты».
«Системной теории лидерства».
Лидерство – процесс организации межличностных отношений в группе, а
лидер - как субъект управления этим процессом. Лидерство
интерпретируется как функция группы и поэтому изучать его следует с
точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности не должна
сбрасываться со счетов. В этом подходе выдвижение лидера определяется не
только личными качествами, групповой деятельностью, но и составом
группы. Могут существовать лидеры как минимум двух типов:
инструментальный (деловой), нацеленный на задачу и обеспечивающий группе
успех, достижение. Ориентацией в первом случае на «дело». Эмоциональный
(экспрессивный), нацеленный на интеграцию межличностных отношений и
обеспечивающий в группе «равенство», благоприятную атмосферу.
Стили лидерства.
В традиции социальной психологии исследуется вопрос именно о стиле
лидерства, а не руководства. Но в связи с отмеченной неоднозначностью
употребления терминов очень часто проблему обозначают как стиль
руководства. В экспериментальных исследованиях в равной мере выявляются -
стиль лидерства, и стиль руководства. Очень часто методики,
предназначенные для определения стиля лидерства, считаются годными и для
определения стиля руководства. К. Левина в школе «групповой динамики»
провел эксперимент на выявления стиля лидерства. Эксперимент проводился
на группе детей-подростков (мальчики 1I-12 лет), которые под
руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех
групп демонстрировали разный стиль, и экспериментаторы сравнивали затем
эффективность деятельности трех групп. Стили руководства получили
обозначения: «авторитарный», «демократический» и «попустительский».
Каждый стиль можно различать как минимум с двух сторон: содержание
решений, предлагаемых лидером группе, и техника (приемы, способы)
осуществления этих решений.
Авторитарный стиль
Деловые, краткие распоряжения. Дела в группе планируются заранее (во
всем их объеме). Определяются лишь непосредственные цели, дальние –
неизвестны. Голос руководителя – решающий. Запреты без снисхождения, с
угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицания
субъективны. Эмоции не принимаются в расчет. Показ приемов - не система.
Позиция лидера - вне группы.
Демократический стиль.
Инструкции в форме предложений. Мероприятия планируются не заранее, а в
группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не
только предлагаются, но и обсуждаются. Похвала и порицание - с советами.
Не сухая речь, а товарищеский тон. Распоряжения и запреты - с
дискуссиями. Позиция лидера - внутри группы.
Попустительский стиль.
Тон – конвенциональный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого
сотрудничества. Позиция лидера - незаметно в стороне от группы. Дела в
группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы
складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.
Большим упрощением проблемы лидерства и руководства является
представление о необходимости обязательного совпадения при всех
обстоятельствах в одном человеке и лидера, и руководителя. На эту идею
работает предлагаемое иногда деление на «официальных» и «неофициальных»
лидеров, когда под «официальным» лидером понимается как раз
руководитель.
4. Принятие групповых решений. В
ходе групповой дискуссий происходит принятие решений. Первые
исследования были проведены К. Левиным во время 2 мир войны в США.
Вместо мяса населению предлагались субпродукты, но домохозяйки
бойкотировали их покупку. Цель исследования Левина: сравнить
эффективность на мнение домохозяек теорию формы в виде лекции и новой
формы - выработки собственного группового решения на основе дискуссии.
Через неделю: в группах, слушавших лекцию, 3% изменили мнение, где
прошли групповые дискуссии - 32%. Такой эффект стал возможен потому, что
решение не было навязано. А было принято группой. Групповые решения
более эффективны. В ходе принятия групповых решений: 1) эффект поляризации, когда уменьшается число неопределенных мнений и они больше поляризуются. 2) эффект сдвига риска - групповые решения являются более рискованными, по сравнению с индивидуальными.
5. Развитие группы.
Теория Бенниса и Шепарда построена на осмыслении тех процессов, которые
происходят в так называемых Т-группах (группах-тренинга). В
существовании этих групп выделяются 2 фазы на каждой из которых группа
решает набор проблем для достижения основной цели - установления так
называемой валидной коммуникации (т.е. коммуникации, в которой устранены
помехи для общающихся). Путь достижения этой цели и есть развитие
группы, в котором она проходит 2 фазы: 1-решается вопрос о лидере и
анализируется взаимоотношения между каждым членом группы и лидером; на 2
фазе рассматриваются отношения между рядовыми членами. На каждой из
этих фаз постепенно снимается скованность в отношениях и развивается
более полноценная коммуникация. В отечественной психологии Петровский;
Уманский - у которого идея стадий групп сочетается с выделением
некоторых обязательных параметров группы, применительно к которым и
замеряется уровень ее развития:1) направленность (просоциальная,
асоциальная); 2)организованность; 3)подготовленность к групповой
деятельности; 4) развитость внутригрупповой коммуникации.
|
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 4443
| Рейтинг: 3.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|