Киберфак – бесплатно скачать презентации PowerPoint, лекции, рефераты, шпоры, курсовые cyberfac logo
cyberfac.ru
На главную | Регистрация | Вход
  Статьи  
Главная » Статьи » Психология » Психология и Педагогика

История формирования социально-психологических идей.

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию

Истоки Социальной Психологии.
Диалоги Платона (античная философия): эффективность коммуникации, взаимодействия личности и групп. Гоббс (нового времени) с точки зрения социально-психологической тематики является проблема взаимодействия личности и государства. Период просвещения – Руссо: содержит некоторые аспекты социализации, усвоение человеком социального опыта, включение в социальные связи. Классическая философия – Гегель: идея абсолюта в социально-психологическом ключе. Во II пол. XIX в. начинается период выделения социальной психологии в самостоятельную область знаний. Именно в это время очень интенсивно развиваются те области знаний, которые имеют отношение к общественной жизни, и они формируют социальный запрос. Сюда можно отнести языкознание. Общение между разными языковыми культурами, необходима адаптация к разным культурам. Стало необходимо знание в этнопсихологических знаниях. Этнография того времени повлияла. Был большой объем фактического материала, касающихся сообществ, находящихся на разных ступенях развития. Описание этих фактов требовалась и с психологической точки зрения. Криминология сталкивается с проявлениями новых форм противоправных действий, связанных с ростом больших городов, сконцентрированных в одном месте. Необходимо объяснение психологически механизм этих действий, в дальнейшем их профилактика. Психология конца XIX в. мало что дала для становления Социальной Психологии, психологических индивидуальных сознаний, ее свойств, характеристик. Лишь в патопсихологии имели место попытки рассмотреть результаты воздействия одного человека на другого (врача на пациента) – гипноз. Социология того времени в большей степени ориентирована на социологические аспекты, в попытках объяснить ряд социальных фактов функционирования психики. В социологии возникает направление – психологический редукционизм. Законы функционирования общества сводятся к законам функционирования психики. Речь идет об индивидуальной психики в одних концепциях, в других – о групповых (коллективных). Теория подражания - Габриэль Тард. По его мнению, минимальным социальным фактом является факт подражания одного индивида другому. Для Тарда подражание не только повторение, но и усвоение идей и ценностей, которые имеются у другого человека. (Соц. прогресс – подражание). Тард формулирует законы подражания: 1.Провинция подражает центру. 2.Низшие подражают высшим (социальные слои). Объяснение соц. жизни через коллективную психику. По мнению представителя этого направления соц. разум определяет развитие общества и его функционирование, и его должна изучать социология. Благодаря этому направлению были сформулированы первые (ранние) социально-психологические теории вторая половина и конец 19 века описательный этап развития соц. психологии

Концепции описательного этапа Социальной Психологии: Психология народов; Психология масс; Теория инстинктов социального поведения. Общие особенности состоят в том, что они носили умозрительный характер, которые никогда не проверялись эмпирически: нельзя было ни подтвердить, нельзя опровергнуть.

Психология народов появляется в Германии, в основе ее лежит теория Гегеля – «народный дух». Это так называемая сверхиндивидуальная душа, кот. подчиняется сверхиндивидуальной целостности – народу. Создателями психологии народов является философ Лацарус и языковед Штейнталь. Они в 1859 г. публикуют совместную статью, которая называется «Вводное рассуждение о психологии народов». В этой статье они утверждают, что движущейся силой истории – это дух целого. При этом индивидуальное сознание - это продукт духа народа. Индивидуальное сознание вторично, необходимо изначально дух целого, который проявляет себя в культуре народа: в искусстве, в языке, в мифах, религии. В дальнейшем психологической разработкой Лацаруса и Штейнталя принадлежит Вильгельму Вундту. Итогом его размышления, что психология должна состоять из 2-х разделов: 1.Физиологическая психология – направлена на изучение индивидуального сознания. Основным методом должен стать эксперимент. 2.Психология народов. 3.Вундт определил задачи психологии: 1. Изучение языка народа, потому что в языке находятся основные понятия, которые используют представители этого народа в мышлении. Поэтому, изучая язык, мы получаем базу для изучения мышления. 4.Изучение мифов народа, мы получаем возможность выявить эмоциональное отношение, в мифах мы можем обнаружить первоначально ее содержание некоторых понятий. 5.Изучение традиций и обычаев, которые есть у народов. Мы получаем возможность изучить поступки, которые совершают народы. Основным методом психологии народов должен стать анализ продуктов культуры. Психология народов является чисто описательной наукой, не претендует на открытие каких-либо законов. Эксперимент не возможен. Вундт определял место психологии народов среди общественных наук ведущее положение. Общественные науки обслуживают психологию народов. В системе подготовки специально сначала овладевают психологией народа, потом исследованием индивидуальных особенностей. Психология народов становится предшественницей этнопсихологии, которая является разделов Социальной Психологии.

Следующая концепция – психология масс, которая создана во Франции. В основе ее лежит теория подражания Тарда. В психологию масс приходят 2 тезиса: 1. Социальное поведение можно объяснить подражанием. 2. В социальном поведении очень важную роль играют иррациональные компоненты. Делаются вслед за Тардом выводы: аффекты; неосознаваемые, являются иррациональными компонентами. Сигеле, юрист. Его заинтересовала ответственность за действие толпы. В результате анализа уголовных дел, что действие толпы обусловлены состоянием аффекта, более разрушительным, чем действие индивидов. При этом аффекты в толпе происходят в результате эмоционального заражения. Он изложил в работе «Преступная толпа». Лебон, французский социолог. Он разработал проблему противопоставления элиты и масс в обществе. Стоят перед ним задачи, что есть масса? Это: Масса – это всякое скопление людей, которые состоят из индивидов. Индивид как часть массы – это обезличивание, попадая в массу человек утрачивает то, что его отличает от других, действия человека начинают подчиняться инстинктам. Индивид в массе – это утрата интеллекта. Человек в массе не подчиняется логике, подчиняется чувствам. Для человека в массе - ощущает собственную силу и мощь, происходит за счет идентификации с другими людьми, которые входят в эту массу. Утрата личной ответственности за происходящее, человек, попадающий в массу становится полностью анонимным.

Характеристика массы: Масса в своих проявлениях импульсивна. Жестока. Абсолютно не логична, склонна к крайностям. Испытывает чувства простые и в то же время преувеличены. Очень подвластна силе. Проявляет склонность к иллюзии, а не к реальности, истине. Близка к психологической характеристике ребенка и психологической характеристике примитива, находящемся на более низшей ступени развития. Масса ищет вождя, без него хаотична и нерегулируема.

Качество вождя масс: 1. Обладать силой воли 2. Глубокая вера в какую-либо идею, содержание ее не важно. 3. Престиж. Это своего рода ореол успеха, который окружает человека. Этот ореол обусловлен его личными успехами, принадлежит какой-то семье, имени. Если вождь находится, то масса стабилизируется, продолжает свое существование, если нет – масса прекращает свое существование. В обществе элита выполняет роль вождя по отношению к массе, поэтому существование элиты должно быть. «Психология народов и масс» в 1895 г. опубликовал работу Лебон. После этого выхода начинается дискуссия. Не устраивала трактовка масс. Любая группа подпадает под это определение. Существуют организованные группы, которые отличаются от описания Лебона. Описание Лебона относятся к массам, которые переживают сильное эмоциональное напряжение, которые находятся в состоянии паники. Лебон притязает на распространение этого определения масс любой группы. Теория инстинктов социального поведения Макдугалла– психолог. Рассмотрел вопрос о причинах социального поведения. И отвечая говорит, что причинами социального поведения – это врожденные инстинкты. Репертуар инстинктов в силу психофизического предрасположения. Инстинкты – это что не осознается, но при этом реализация определенного инстинкта переживается эмоциями. Инстинкт борьбы, его реализация связана с переживанием чувства гнева и страха. Инстинкт приобретения, его реализация связана с переживанием чувства собственности. Стадный инстинкт - переживание чувства принадлежности. Все общество, все социальные институты необходимо реализовать инстинкты социального поведения. Институт семьи необходим для воспроизведения родов. Институт торговли – инстинкта приобретения. Войны неизбежны - инстинкт борьбы. В основе развития общества лежат рациональные инстинкты. Фрейд бессознательное использовал к личности, а Макдугалл бессознательное использовал к обществу.

Окончание описательного этапа, начало экспериментально этапа. Описательный период завершился в 10-х годах ХХ в. и наступил следующий этап, который получил название экспериментальный период. Начало экспериментального периода связано с тем, что практически одновременно в США и Западной Европе формируются программы требований по превращению Социальной Психологии в экспериментальную науку. Обязательным атрибутом является метод эксперимента. Этот метод предлагает использовать как в естественных науках стандартных требований (физики, химии). Действительно он вводится в Социальную Психологию, помогает сохранить ее статус, но происходит изменение в самой Социальной Психологии. С введением экспериментального метода изменяется объект изучения. Направление изменения переходит к исследованию малых групп. По своей направленностью социально-психологические методы начинают носить сугубо прикладной характер задач, т.е. решение практических задач, которые применяются в бизнесе, на производстве (еще одна особенность эксперим-ной психологии). Практически отторгается идея о создании социально-практической теории. Центр Социальной Психологии в 20-е годы перемещается в США (центр социально-психологической мысли) и Социальная Психология на несколько десятилетий становится американской наукой. Были достигнуты возможности финансирования, оплаты экспериментальных исследований.

Начало 50-х годов ХХ в. экспериментальный период заканчивается, вводится использование объективных методов в Социальной Психологии и накапливается обширный богатый материал, которые к началу 50-х годов требует теоретического осмысления. Именно в связи с этой потребностью созданы теории среднего уровня. Теории среднего уровня не претендовали на обхват всей области Социальной Психологии. Каждая теория была конкретна для данной области и ограничивались только ей. Позднее теории среднего уровня были обобщены по теоретическим ориентациям. 1. Психоаналитические ориентации. Для психоанализа в Социальной Психологии характерным является то, что все многообразие с окружающими людьми психоаналитики сводят к сугубо эмоциональным по своей природе отношениям. 2. На любые социально-психологические явления переносятся действия психологических механизмов семьи, в первую очередь, родительско-детских отношений. С точки зрения практики Социальной Психологии, это начало социально-психологического тренинга. И теории, созданные в рамках психоанализа, закончились развитием тренинговых групп. 3. Межличностная совместимость.

Необихевиористская теория ориентации в Социальной Психологии. Для необихевиористкой теории характерно принятие тезиса о том, что природа человека является экономической. Это означает, что каждый человек со своими отношениями с окружающими людьми стремится получать выигрыши и стремится избегать проигрышей. Именно на этом принципе, считает необихевиоризм, строится человеческое взаимодействие. Еще одна проблемная область. Это научение различным видам социального поведения. Рассматривая проблему научения, бихевиористы считают, что важную роль играет подражание другому человеку и подкрепление.

3-я теоретическая ориентация – когнитивистская. Положение о том, что природа человека логична и рациональна и соответственно, если мы говорим о социальном поведении человека, принцип которому он подчиняется, можно обозначить как принцип соответствия. Речь идет о соответствии когнитивных элементов друг другу и окружающей действительности. Иначе говоря, представление человека о мире и о себе должно быть не противоречивым. Когнитивисты считали, что это основная потребность и как только возникает противоречие и не соответствие, человек начинает действовать, чтобы его снять или уменьшить. Все теории, созданные в результате когнитивистской теории, называются теории когнитивного соответствия.

4-я теория ориентации – интеракционизм. Интеракционизм – это единственная по-своему происхождению социологическая ориентация и само название этой теории ориентации основная категория. Эта категория взаимодействия. В рамках интеракционизма основной вопрос о том, какие социальные факторы определяют и задают поведение человека. При ответе основными факторами можно назвать: 1. социальные роли, которые человек принимает и реализует. 2.референтные группы – психологически значимые для человека. В настоящее время зарубежная Социальная Психология представляет единство разнонаправленных теорий и исследований, и фактически некоторые специалисты переживают состояние кризиса в первую очередь с отсутствия общей социально-психологической теорией. Существуют исследования по теории ориентации и представления, соединение разных подходов к изучению проблем.


Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
Просмотров: 5319 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Полезные материалы  

В нашем каталоге файлов можно найти много полезной информации. Также советуем заглянуть в каталог статей: в нем есть полезные статьи по темам: Экономика предприятия, Общая экономика, Финансы и Кредит, также Словарь терминов по экономике, Маркетинг, Бухучет и Мировая экономика
Также есть полезная страница Факультеты МИФИ, которая расскажет о том, какие есть в МИФИ факультеты.
Меню
 

Навигация
Психология и Педагогика [81]
 

Поиск
 

Онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

 


2007 - 2024 © Ni-Cd. All Rights Reserved