Киберфак – бесплатно скачать презентации PowerPoint, лекции, рефераты, шпоры, курсовые cyberfac logo
cyberfac.ru
На главную | Регистрация | Вход
  Статьи  
Главная » Статьи » Психология » Психология и Педагогика

Когнитивистская ориентация

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию

Это объяснение социального поведения при помощи описания познавательных процессов. Впечатление человека об окружающем мире, утверждение когнитивности организуется и в результате возникновения идеи, ожидания, установки, которые будут влиять на социальное поведение. Теории социальной психологии базируются на когнитивизме.
1-я теория когнитивизма - гештальтпсихология, которая занимается проблемой восприятия, идея целостного образа.

  1. Идея целостного образа (позаимствована из гештальтпсихологии) Образ который мы создаем, является целостным, в т.ч. и образ окружающего нас цоиального мира, отношения между людьми.
  2. Идея изоморфизма – существует структурное подобие материальных и психических процессов. Эта позволяет перейти к изучению только содержания сознания.
  3. Идея внутренней динамики гештальта. Когнитивные структура человека способна преобразовываться, способна изменяться с целью установления баланса, в том числе и если речь идет о межличностных отношениях.
  4. Идея «хороших» фигур (целостные, замкнутые, симметричные, простые: «хорошие» фигуры). Тот же принцип действует, когда воспринимаем человеческие взаимоотношения: простые, замкрутые).

2-я теория когнитивизма К. Левина. «Теория поля», в которой исследуется личность. Одна из основных категорий - категория поля. С одной стороны поле рассматривается объективно существующее, а с другой - поле перцептивная структура, структура неких представлений, которое дано в сознании человека.     Основная идея - идея валентности. У Левина – это характеристика участков поля. Существует положительная валентность – притягивает, привлекает участок поля, и отрицательная валентность - человек отталкивается от участка. Базовые категории в когнитивизме: Когнитивные элементы или когниции – любые знания убеждения и мнения человека о самом себе и окружающих его людях или явлениях. Когнитивная структура – это любая форма взаимодействия между когнитивными элементами, которая имеет мотивационные, поведенческие или аффективные следствия (они всегда структурированы).

Теория структурного баланса Хайдера. В начале 50-х г. Идея состоит в том, что люди склонны развивать упорядоченный взгляд на мир в соответствии с чем они строят собственную наивную психологию, житейскую психологию (человеку нравится то, что нравится его друзьям), т.е. стремление сбалансированности. В основе этих утверждений лежит основа баланса. Баланс – это такая ситуация, в которой воспринимаемые объекты существуют без стресса, а раз нет стресса, значит нет стремления к изменению когнитивной структуры. Если возникает дисбаланс, то это вызывает напряжение и стремление восстановить баланс, т.е. когнитивная структура будет меняться для восстановление баланса. Основная задача, считает Хайдер, это описание ситуации баланса и дисбаланса когнитивной структуры. Для такого описания он вводит схему, которая получила название РОХ. Это модель когнитивного поля воспринимающего субъекта. P – воспринимающий субъект, компонент О – это другой субъект, Х – это объект, который воспринимается Р и О. Р Х О Хайдер выделяет предварительные суждения: Позитивные отношения являются транзитивными, транзитивные, значит подлежат переносу). (Мне нравится то, что нравится моему другу). Негативные отношения не транзитивны, т.е. не подлежат переносу) (Я не буду ненавидеть того, кого ненавидит мой враг). Когнитивная структура будет являться сбалансированной, если позитивные отношения транзитивны, а негативные - не транзитивны. Необходимо анализировать отношение оценки (описываются в словах: люблю, не люблю, нравится, не нравится). Положительное отношение оценки - l, а отрицательно nl . 1. Р нравится Х и Р нравится О. Значит О нравится Х. Это ситуация баланса. 2. Р не нравится Х, Р не нравится О, О не нравится Х – баланс 3. Р не нравится Х и Р не нравится О, О нравится Х – баланс 4. Р нравится Х и Р нравится О, значит О не нравится Х - баланс. Дисбаланс P nl X P lO OlX; PlX Onl PlO; PlX OlX PnlO; PnlX OnlX PnlO. Для ситуации баланса необходимо наличие 3-х позитивных отношений или наличие одного позитивного или двух негативных отношений. А для ситуации дисбаланса два отношения должны быть позитивны и одно негативно или же все три отношения - негативны. Если знаем два отношения из трех, то есть возможность прогнозировать. Критика: сомнение, что у человека есть потребность в установлении баланса; Хайдер не учитывает степень позитивности или негативности отношений; количество участников три и можно ли переносить на большее количество; ситуация дисбаланса выстраивается логикой.

Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома. Исходный тезис Ньюкома состоит в следующем: когда два человека позитивно воспринимают друг друга и строят какое-то отношение к третьему (лицу или объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно этого третьего. Причем Ньюком предположил, что развитие этих сходных ориентации может быть увеличено за счет развития межличностной коммуникации. Поэтому, если в паре или группе возникает расхождение ориентации по отношению к какому-либо объекту, логично предположить, что потребность в уменьшении этих расхождений приведет к увеличению частоты коммуникативных актов. Стремление к развитию сходных ориентации Ньюком назвал стремлением к «симметрии ориентации» и определил их силу как силу уз между двумя людьми или силу их аттитюдов по отношению к третьему. Основная задача, которую ставил перед собой Ньюком, состояла в том, чтобы объяснить, как в группе возникает «давление, принуждающее к единообразию», что и делает группу сплоченной. Для этой же цели выявлялась тенденция группы развивать коммуникативные акты по отношению к «девиантным» членам, т.е. обладающим несходными аттитюдами. Подобно Хайдеру, Ньюком построил схему, показывающую, каким образом развитие межличностной коммуникации способствует изменению аттитюдов участников взаимодействия. Эта схема получила название «схема А-В-Х», где А выступает как воспринимающий субъект, В— как другая личность, X — как объект, к которому оба имеют отношения. Все рассуждения ведутся подобно тому, как это делается в схеме Хайдера, с точки зрения того, как А воспринимает В и X, а именно: А воспринимает как консонанс сходство своего отношения к Хи отношения В к X. Сходство этих отношений будет порождать привязанность между Аи В, и напротив, расхождение этих отношений будет порождать неприязнь между А\\ В, Развитие же коммуникаций между А и В будет вести к развитию сходства их отношений к X. Если же обнаружится расхождение, А будет стремиться изменить свое отношение к Л", с тем чтобы оно стало сходным с отношением В к X. Иным выходом из этой ситуации — при условии, что стремление к консонансу сохраняется всегда, — является разрушение отношения привязанности между ан В. Действие этой схемы поясняется на весьма житейском примере: пусть А — некий бизнесмен, мечтающий о покупке дорогой лодки, В — жена этого бизнесмена, к которой супруг сильно привязан, X — та самая новая лодка, которую бизнесмен хочет приобрести и к покупке которой его жена относится весьма отрицательно. В обрисованной ситуации возникает дисбаланс, изображаемый на схеме так: Согласно сформулированным ранее рассуждениям развитие коммуникаций между участниками данного взаимодействия, например ведение систематических переговоров относительно покупки лодки, может вызвать три варианта возвращения данной системы в состояние баланса: 1. А изменяет свое отношение к Х (для бизнесмена утрачивается привлекательность лодки), чтобы сделать свое отношение к X сходным с отношением В к X. 2. В изменяет свое отношение к Л'(жена проникается желанием приобрести лодку), чтобы это отношение стало сходным с отношением А к X. 3. А изменяет свое отношение к В (бизнесмен утрачивает расположение к супруге) и таким образом достигает хоть и своеобразного, но консонанса. Легко видеть, что все три случая возвращения системы в консонантное состояние соответствуют правилам, выведенным Хайдером: консонанс там, где все три отношения позитивны, либо там, где одно позитивно, а два негативны; диссонанс там, где два соотношения позитивны, а одно негативно.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера 50-е годы. Все люди стремятся к согласованности, как желаемому внутреннему состоянию, мы все хотим не противоречить. Если возникает противоречие или диссонанс, то это вызывает стремление достичь не противоречие или представить диссонанс как не противоречие. Чаще всего это противоречие между тем, что человек знает и тем, что делает. Чтобы снять возникающий диссонанс есть 3 способа его уменьшения: изменение поведения; изменение знания; осторожное отношение к новой информации; Пример с курильщиком: курит, но знает, что это вредно. Для этого достигается диссонанс: изменить поведение (бросить курить); изменить знания (что мнение о вреде курения преувеличено, что, кто долго курит – долго живет); если 1 и 2 не может, он не снимает диссонанс, а преуменьшает его. Фильтрует новую информацию о вреде курения, только знает о старой информации).

Описание диссонантного отношения по Фестингеру. Х и У находятся в диссонантных отношениях, если при их изолированном отношении отрицание одного следует из другого, ее Х следует из У. Пример: некий человек У является должником крупной суммы и этот У покупает дорогую машину Х. Известие о покупке для другого человека, наблюдаемого со стороны вызывает диссонанс.

Источники возникновения когнитивного диссонанса: логическая непоследовательность (человек знает, что люди смертны и верит, что будет жить вечно). несоответствие когнитивных элементов культурным образцам (ситуация приема официального лица и один из приглашенных ест без ножа и вилки и поведение этого человека не соответствует культурным нормам, это вызывает диссонанс у окружающих) несоответствие конкретного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений (человек сторонник левых направлений и наступает день выборов и этот человек голосует за правых, его состояние не соответствует его политическим убеждениям) несоответствие прошлому опыту (студент привык получать удовлетворительную оценку за такую подготовку, а на экзамене получает отлично).
Понятие о категория не Х. Не Х - эта неопределенное понятие и поэтому очень трудно зафиксировать факт диссонанса, так как возникает не явный диссонанс. Фестингер иллюстрирует таким утверждением: мой любимый писатель бьет свою жену. Будет диссонанс или не будет – зависит от того, каким определением мы пользуемся.

Теория конгруэнтности Осгуда и Танненбаума
. Теория конгруэнтности аналог баланса Хайдера или коксананса Фестингера. Отличительная особенность: ее авторы предпринимают попытку предсказать изменение, которое произойдет у человека под влиянием стремление установить равновесие когнитивной структуры. Эта теория была разработана применительно к средствам массовой информации (категория реципиент, коммуникатор и информация). К кому возникает конгруэнтность – это реципиент (аудитория). Если у реципиента возникает не конгруэнтность, то выход из сложившееся ситуации будет являться одновременное изменение отношение реципиента и к коммуникатору и к информации. Степень не конгруэнтности, возникающая у реципиента определяется не только общим знаком отношений реципиента к коммуникатору и реципиента к информации, но и от интенсивности этого отношения (могу любить, могу и очень сильно любить. Знак один, а интенсивность разная). Конкретный способ измерения изменения отношения в ситуации не конгруэнтности. Осгуд создает методику семантического дифференциала. Это набор биполярных пар прилагательных: близкий – далекий, между которыми имеется 7-ми бальная шкала (от –3 до +3). По этим шкалам реципиент должен оценить свое отношение к объекту, который определяется исследователем. Позволяет узнать отношение к какому-то социальному объекту. Более крайние отношения изменяются в меньшей степени, менее поляризованные отношения изменяются в большей степени в ситуации конгруэнтности. Отношение к объекту более устойчивы, чем отношение к коммуникатору.


Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
Просмотров: 2199 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Полезные материалы  

В нашем каталоге файлов можно найти много полезной информации. Также советуем заглянуть в каталог статей: в нем есть полезные статьи по темам: Экономика предприятия, Общая экономика, Финансы и Кредит, также Словарь терминов по экономике, Маркетинг, Бухучет и Мировая экономика
Также есть полезная страница Факультеты МИФИ, которая расскажет о том, какие есть в МИФИ факультеты.
Меню
 

Навигация
Психология и Педагогика [81]
 

Поиск
 

Онлайн
Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
sandrann11
 

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

 


2007 - 2022 © Ni-Cd. All Rights Reserved