Конфликт: функции и структура, динамика, типология. Способы психологической работы с конфликтом.
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Конфликт – это обострение отношений, когда позиции и
цели сторон становятся несовместимыми или воспринимаются таковыми.
Конфликт (М.И. Леонов) Операциональное определение = форма проявления
противоречия, не разрешенного в прошлом и разрешаемого в настоящем,
которая возникла в ситуации непосредственного взаимодействия из-за
противоположно выбранных целей осознаваемых или неосознаваемых
участниками действия и направленных на снятие противоречий.
Стороны конфликта
(участники) могут быть – отдельными людьми (межличностный конфликт),
группы (межгрупповой), личность и группа (внутригрупповой). Ершов.
Межличностный rjyakbrn - столкновение личности в виду несовместимости
потребности мотивов целей, установок, взглядов, поведения в процессе и
результате общения.
Значения и функции конфликта. Конструктивные
функции: Как средство релаксации и разрядки. Объективация (перевод в
разряд объекта) источника разногласия. Источник развития личности.
Средство отрицания старых отживших отношений и формирование новых.
Способствует движению вперед, предотвращает застой. Как способ
самоутверждения личности или поддержание статуса. Как средства сплочения
группы( спортсмены). Стимул для творчества. (социо-когнитивный
конфликт). Деструктивные функции: стресс, депрессия, фрустрация, ведет к
снижению жизненной мотивации активности.
Структура
межличностного КТ по Петровской: Стороны конфликта (лич\лич, группа\лич,
гр\гр) - носители противоречий, а участники - это те, кто пытается
решить противоречие. 1. Условия протекание конфликта (сделать анализ
среды). 2.Образы конфликтных ситуаций (идеальная картинка КТ). 3.
Возможные действия участников (характер взаимодействий – убегать,
бороться). 4. Исход конфликтных действий. Участники конфликта имеют
некий образ исхода конфликта и в соответствии с ним выбирают поведение.
(Помимо структуры нужно анализировать конфликт по 4 группам: Структура
конфликта (кто?, стороны…) Динамика конфликта (на какой стадии развития
он находится) Типология конфликта; Функция конфликта). Динамика
конфликта. (Леонов и Петровская) 1. Возникновение конфликтной ситуации –
возникает тогда, когда стремление одного партнера к достижению его цели
объективно препятствует достижению другим партнером его цели.
Первоначально конфликтная ситуация не осознается и этот период получил
название – потенциальный конфликт. 2. Осознание участниками объективной
конфликтной ситуации. А) Объективная конфликтная ситуация существует и
стороны воспринимают ее без искажений – адекватно понятый конфликт. Б)
Объективная конфликтная ситуация существует, но стороны, воспринимая ее
конфликтную, имеют определенное искажение действительности – не
адекватно понятый конфликт. В) Объективной конфликтной ситуации не
существует - участники конфликтуют без причин – ложный конфликт. 3.
Переход к конфликтному поведению. Открытая стадия для наблюдателя.
Основная цель конфликта поведения - блокировать достижение противником
его цели. Разрешение конфликта. А) Преобразование объективной ситуации,
Б) За счет преобразования конфликтной ситуации. Частичное разрешение
конфликта – открытых конфликтных действий нет, но сохраняется внутренняя
готовность возобновить его.
ТИПОЛОГИИ КОНФЛИКТА. 1. По форме:
конструктивные \ деструктивные (Дойч); 2. По соотношению между
объективным реальным и переживаемым конфликтом (Боудинг): действительный
- когда существующее воспринимается правильно. случайный - зависит от
набора внеш. обстоятельств неосознаваемых сторонами. фальшивый -
возникает на основе неверного восприятия ситуацию. подменный - замещает
подлинный конфликт (измена на сексуальной почве). безатрибутивный -
результат неумелого руководства. скрытый (латентный) - противоречие
осознается и подавляется, участники не могут перейти к открытому КТ. 3.
По сути конфликты делят на 3 группы (Крайдлер): Ресурсные (типичные) -
возникают из-за недостатка ресурсов. КТ, связанные с разными типами
потребностями людей. КТ, возникшие на основе разных ценностей или
мировоззрений (не решаемые, самые сложные). 4. По сторонам конфликта.
(Стороны = носители КТ). Внутриличностный - кто я есть и кем я хочу
быть. Межличностный - появляется вследствие пересекающихся трансакций.
Личностно-групповые( все вправо один влево);
Межгрупповые(соревнования);Межгосударственные. 5. По предмету
(содержательная сторона КТ) Штумски – польский психолог. Экономические -
связанные с разделением труда и различиями в соц. сфере. Социальные -
борьба за престиж. Классовые - между богатыми и бедными.
Политические(межгосударственные).Идеологические - между христианами и
мусульманами. Культурные - между жителями городов и деревень.
Позиционный - между служащими разных служб. 6. Типология Козера.
реалистичный КТ - конфликт средства. нонреалистичный (нереалистичный) -
найти повод, чтобы вылить напряжение. В ходе развития один конфликт
может переходить в другой. Методы регулирования зависят от типа КТ. В
реальной жизни редко встречается чистый конфликт. Трудность в опред-нии
причины КТ: граница конфликта расплывчата; сущность конфликта глубоко
скрыта; Всегда есть искажение реальности ситуаций.
Раммиль (амер.
ученый) 5 стадий конфликта: 1. Латентный (предконфликт) - скрытый этап,
незаметно от внешнего наблюдателя возникает диспозиция и возникновение
социальной напряженности; 2.Инициирующий - возникает внешнее событие,
провоцирующее на какое-либо активное действие; 3.Балансирование Сил -
стороны оценивают потенциальные возможности друг друга, копят силы.4.
Баланс Сил - принимаются действия для разрешения проблем. 5.Этап Раскола
- стороны вступают в единоборство, и происходит отчуждение.
Динамика
конфликта (Анцупов и Шипилов) 1 стадия - латентный период (фазы): 1.1.
возникновение объективной проблемной ситуации; 1.2. осознание
объективной проблемной ситуации; 1.3. попытка сторон разрешить проблему
не конфликтными способами. 1.4.возникновение предконфликтной
ситуации; 2 стадия - отрытый период или собственно конфликт: 2.1
инцидент; 2.2 эскалация конфликта; 2.3 сбалансированное противодействие;
2.4 завершение конфликта; Формы завершения конфликта:Разрешение с
завершением; Урегулирование; Затухание; Перерастание; Устранение; 3
стадия - Послеконфликтный период: Нормализация отношений; Полная
нормализация при осознании важности дальнейшего конструктивного
взаимодействия. Стиль поведения в конфликте: Томас взял 2 критерия:
ориентация на себя и на другого человека. Выделил 5 стилей. Критерий
может быть минимальный и максимальный. Компромисс 50\50; Избегание;
Сотрудничество; Соперничество или давление; приспособление.
Методы
работы с конфликтом: 1. Прямые методы – привлечение третьего лица
(обладает авторитетом, опытностью, объективностью) Суть данных методов
выслушать позиции сторон и выявит причины конфликта, затем третейский
судья принимает решение в пользу кого-то. 2. группа методов – косвенная
не направленная напрямую на разрешение конфликта. А) Принцип обмена
позиций (ролями), Б) Принцип выхода чувств, В) Принцип принудительного
выслушивания.
|
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 5589
| Рейтинг: 3.5/2 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|