Киберфак – бесплатно скачать презентации PowerPoint, лекции, рефераты, шпоры, курсовые cyberfac logo
cyberfac.ru
На главную | Регистрация | Вход
  Статьи  
Главная » Статьи » Психология » Психология и Педагогика

Конфликт: функции и структура, динамика, типология. Способы психологической работы с конфликтом.

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию
Конфликт – это обострение отношений, когда позиции и цели сторон становятся несовместимыми или воспринимаются таковыми. Конфликт (М.И. Леонов) Операциональное определение = форма проявления противоречия, не разрешенного в прошлом и разрешаемого в настоящем, которая возникла в ситуации непосредственного взаимодействия из-за противоположно выбранных целей осознаваемых или неосознаваемых участниками действия и направленных на снятие противоречий.

Стороны конфликта (участники) могут быть – отдельными людьми (межличностный конфликт), группы (межгрупповой), личность и группа (внутригрупповой). Ершов. Межличностный rjyakbrn - столкновение личности в виду несовместимости потребности мотивов целей, установок, взглядов, поведения в процессе и результате общения.

Значения и функции конфликта. Конструктивные функции: Как средство релаксации и разрядки. Объективация (перевод в разряд объекта) источника разногласия. Источник развития личности. Средство отрицания старых отживших отношений и формирование новых. Способствует движению вперед, предотвращает застой. Как способ самоутверждения личности или поддержание статуса. Как средства сплочения группы( спортсмены). Стимул для творчества. (социо-когнитивный конфликт). Деструктивные функции: стресс, депрессия, фрустрация, ведет к снижению жизненной мотивации активности.

Структура межличностного КТ по Петровской: Стороны конфликта (лич\лич, группа\лич, гр\гр) - носители противоречий, а участники - это те, кто пытается решить противоречие. 1. Условия протекание конфликта (сделать анализ среды). 2.Образы конфликтных ситуаций (идеальная картинка КТ). 3. Возможные действия участников (характер взаимодействий – убегать, бороться). 4. Исход конфликтных действий. Участники конфликта имеют некий образ исхода конфликта и в соответствии с ним выбирают поведение. (Помимо структуры нужно анализировать конфликт по 4 группам: Структура конфликта (кто?, стороны…) Динамика конфликта (на какой стадии развития он находится) Типология конфликта; Функция конфликта). Динамика конфликта. (Леонов и Петровская) 1. Возникновение конфликтной ситуации – возникает тогда, когда стремление одного партнера к достижению его цели объективно препятствует достижению другим партнером его цели. Первоначально конфликтная ситуация не осознается и этот период получил название – потенциальный конфликт. 2. Осознание участниками объективной конфликтной ситуации. А) Объективная конфликтная ситуация существует и стороны воспринимают ее без искажений – адекватно понятый конфликт. Б) Объективная конфликтная ситуация существует, но стороны, воспринимая ее конфликтную, имеют определенное искажение действительности – не адекватно понятый конфликт. В) Объективной конфликтной ситуации не существует - участники конфликтуют без причин – ложный конфликт. 3. Переход к конфликтному поведению. Открытая стадия для наблюдателя. Основная цель конфликта поведения - блокировать достижение противником его цели. Разрешение конфликта. А) Преобразование объективной ситуации, Б) За счет преобразования конфликтной ситуации. Частичное разрешение конфликта – открытых конфликтных действий нет, но сохраняется внутренняя готовность возобновить его.

ТИПОЛОГИИ КОНФЛИКТА. 1. По форме: конструктивные \ деструктивные (Дойч); 2. По соотношению между объективным реальным и переживаемым конфликтом (Боудинг): действительный - когда существующее воспринимается правильно. случайный - зависит от набора внеш. обстоятельств неосознаваемых сторонами. фальшивый - возникает на основе неверного восприятия ситуацию. подменный - замещает подлинный конфликт (измена на сексуальной почве). безатрибутивный - результат неумелого руководства. скрытый (латентный) - противоречие осознается и подавляется, участники не могут перейти к открытому КТ. 3. По сути конфликты делят на 3 группы (Крайдлер): Ресурсные (типичные) - возникают из-за недостатка ресурсов. КТ, связанные с разными типами потребностями людей. КТ, возникшие на основе разных ценностей или мировоззрений (не решаемые, самые сложные). 4. По сторонам конфликта. (Стороны = носители КТ). Внутриличностный - кто я есть и кем я хочу быть. Межличностный - появляется вследствие пересекающихся трансакций. Личностно-групповые( все вправо один влево); Межгрупповые(соревнования);Межгосударственные. 5. По предмету (содержательная сторона КТ) Штумски – польский психолог. Экономические - связанные с разделением труда и различиями в соц. сфере. Социальные - борьба за престиж. Классовые - между богатыми и бедными. Политические(межгосударственные).Идеологические - между христианами и мусульманами. Культурные - между жителями городов и деревень. Позиционный - между служащими разных служб. 6. Типология Козера. реалистичный КТ - конфликт средства. нонреалистичный (нереалистичный) - найти повод, чтобы вылить напряжение. В ходе развития один конфликт может переходить в другой. Методы регулирования зависят от типа КТ. В реальной жизни редко встречается чистый конфликт. Трудность в опред-нии причины КТ: граница конфликта расплывчата; сущность конфликта глубоко скрыта; Всегда есть искажение реальности ситуаций.

Раммиль (амер. ученый) 5 стадий конфликта: 1. Латентный (предконфликт) - скрытый этап, незаметно от внешнего наблюдателя возникает диспозиция и возникновение социальной напряженности; 2.Инициирующий - возникает внешнее событие, провоцирующее на какое-либо активное действие; 3.Балансирование Сил - стороны оценивают потенциальные возможности друг друга, копят силы.4. Баланс Сил - принимаются действия для разрешения проблем. 5.Этап Раскола - стороны вступают в единоборство, и происходит отчуждение.

Динамика конфликта (Анцупов и Шипилов) 1 стадия - латентный период (фазы): 1.1. возникновение объективной проблемной ситуации; 1.2. осознание объективной проблемной ситуации; 1.3. попытка сторон разрешить проблему не конфликтными способами.     1.4.возникновение предконфликтной ситуации; 2 стадия - отрытый период или собственно конфликт: 2.1 инцидент; 2.2 эскалация конфликта; 2.3 сбалансированное противодействие;     2.4 завершение конфликта; Формы завершения конфликта:Разрешение с завершением; Урегулирование; Затухание; Перерастание; Устранение; 3 стадия - Послеконфликтный период: Нормализация отношений; Полная нормализация при осознании важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Стиль поведения в конфликте: Томас взял 2 критерия: ориентация на себя и на другого человека. Выделил 5 стилей. Критерий может быть минимальный и максимальный. Компромисс 50\50; Избегание; Сотрудничество; Соперничество или давление; приспособление.

Методы работы с конфликтом: 1. Прямые методы – привлечение третьего лица (обладает авторитетом, опытностью, объективностью) Суть данных методов выслушать позиции сторон и выявит причины конфликта, затем третейский судья принимает решение в пользу кого-то. 2. группа методов – косвенная не направленная напрямую на разрешение конфликта. А) Принцип обмена позиций (ролями), Б) Принцип выхода чувств, В) Принцип принудительного выслушивания.
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
Просмотров: 5306 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Полезные материалы  

В нашем каталоге файлов можно найти много полезной информации. Также советуем заглянуть в каталог статей: в нем есть полезные статьи по темам: Экономика предприятия, Общая экономика, Финансы и Кредит, также Словарь терминов по экономике, Маркетинг, Бухучет и Мировая экономика
Также есть полезная страница Факультеты МИФИ, которая расскажет о том, какие есть в МИФИ факультеты.
Меню
 

Навигация
Психология и Педагогика [81]
 

Поиск
 

Онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

 


2007 - 2022 © Ni-Cd. All Rights Reserved