Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие ВПФ.
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию В теории культурно-исторической концепции психического развития
Выготский высказал идею о том, что психическое развитие человека - это
процесс усвоения общечеловеческого (культурно-исторического) опыта,
накопленного цивилизацией. Усвоение данного опыта происходит в процессах
взаимодействия ребенка со взрослым и первоначально психические функции
являются низшими, и являются интерпсихическим образованием, т.е.
средством взаимодействия ребенка и взрослого. Постепенно в ходе
интериоризации (превращение во внутреннее) происходит перевод этих
внешних функций во внутренний план сознания. Эти функции приобретают
произвольность, осознанность, становятся культурными или высшими
психическими функциями и превращаются в интрапсихическое образование.
К-и к помогла Выготскому Л С сформулировать ряд законов психического
развития ребенка: 1. закон формирования ВПФ - всякая психическая функция
первоначально была внешней постепенно в ходе интериоризации (вращивание
во внутрь) она стала внутренней; 2.он выявил, что детское развитие
носит неравномерный характер – каждая сторона психики ребенка имеет свой
оптимальный период развития – сензитивный. В этот период ребенок бывает
особенно чувствителен к обучению и развитию определенных функций.
Связь
обучения и развития – обучение только тогда хорошо,-писал
Л.С.Выготский,-когда оно идет впереди развития. (ЗБР-это расстояние
между уровнем актуального развития ребенка, определяемым
самостоятельными достижениями ребенка и уровнем возможного раз-я,
определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.
Выготский: ЗБР определяет функции не созревшие еще, но находящегося в
процессе созревания, кот можно назвать не плодами, а почками, цветами
развития. усп. ЗАР – успехи на сегодняшний день, может делать без помощи
взрослых). Понятия ВПФ. ВПФ – это системное образование, формир-ся
прижизненно, соц-но по происхождению, опосредованно (знаком) по
структуре и произвольно (управляемые) по протеканию. Для себя: Системно –
ВПФ образуют структуру сознания, она динамична в каждый период
сензитивности: изначально должна сформироватся речь, с 2-4 лет –
предметное восприятие, кот уже опред-ет раз-тие остальных ВПФ в
дошкольном возрасте. ВПФ одно из основных понятий современной
психологии, введенное Выготским, далее развитое Лурием, Леонтьевым и
Элькониным. Выготский выделял 2 типа и уровня психических явлений:
натуральные или природные ПФ и культурные или высшие ПФ. Первые
формируются под действием генетического фактора, а вторые на основе
генетики под влиянием социальных воздействий. Ермолаева: Исходный пункт
КИК составляет идею о соот-нии реальной и идеальной формы. В
онтогенетич-м раз-тии чел-ка изначально сущ-ет идеал-ная форма,
взаимод-я с реальной и 1-х шагов детс-го раз-я, влияющая на становление
нач форм психики реб-ка. Идеал-я форма – как форма культурного повед-я
есть продукт историч-го развития. В культуре содер-ся в готовом виде
формы повед-я, способ-ти, кач-ва лич-ти, кот должны возникнуть в ходе
его раз-тия. Вне взаимод-я с культурой (идел ф) индивид никогда не
разовьет в себе специф-кие человеческие качества. Реал. форма (Р.ф)-
натуральные природные св-ва чел-ка, представляющие органич-кую основу
раз-я психич-ких св-в. Начальные (натуральные) психич-кие функции
преобразуются в ходе раз-я в ВПФ. (произ. внимание и память, понятийное
мышл-е, предметное восприятие, самосознание, воля). ВПФ – являются
новообразованиями онтогенетического развития, но они уже содержатся в
культуре в форме образцов мыслей, ценностей и норм соц отношений,
способов деятельности. Принцип новизны идеи Выготского об идеал ф,
закл-ся в том, что в его понимании соц среда, культура – это источник
психич-го раз-я. Идеал ф , то что реб-к должен присвоить из культуры на
каждом этапе раз-я; в процессе присвоения идеал ф превращается в ВПФ,
кот на каждом этапе имеют свои новообразования. Для раскрытия идеал ф
культуры реб-ком необх-м посредник – знак (значение слова, матем знаки,
жесты, мифы, символы). Вся культура выступает как многообразие форм
знакового посред-ва. Открыть культ-ные назначения знака реб-к может
только с помощью взр-го. Поэтому общ-е со взр-ми в форме подражания и
сотруд-ва явл-ся важным усл-ем возникновения ВПФ. Постепенно в ходе
интериоризации (превращение во внутреннее) происходит перевод этих
внешних функций во внутренний план сознания. Эти функции приобретают
произвольность, осознанность, становятся культурными или высшими
психическими функциями и превращаются в интрапсихическое образование.
Реб-к становится способным использ-ть сред-ва(орудия и знаки), освоенные
в практике совметс-й деят-ти для управл-я собст-м повед-ем. Он
овладевает своим повед-ем, его повед-е становится произвольным.
Дополнит
вопрос: Кто иссл-л раз-тие ВПФ? Леонтьев – произ-ная память
(паралеллограм раз-я), Запорожец – раз-е восприятия, Выготский. Сахаров –
понятийное мышление, впервые исследовали образование понятий. Развитие
понятия состоит в изменении его объема и содержания, в расширении и
углублении сферы применения данного понятия. Образование понятий у
индивида своими корнями уходит в глубокое детство. Выгот и Сахаров
установили ряд стадий, через кот проходит образование понятий у детей.
Методика «двойной стимуляции». 1. Стадия синкретического М (определение
предметов в гр на случайной основе). Эта стадия распадается на три
этапа: а) выбор и объединение предметов наугад; б) выбор на основе
пространственного расположения предметов; в) приведение к одному
значению всех, ранее объединенных предметов. 2. Стадия комплексного М
(старший дошкольник). Формирование понятий-комплексов на основе некот
объективных признаков. Комплексы имеют 4 вида: – ассоциативный (любая
внешне замеченная связь берется как достаточное основание для отнесения
предметов к одному классу); – коллекционный (дополняют и объединяют
предметы на основе какого-либо признака); – ценной (переход в
объединение от одного признака к др так, что одни предметы объединяются
на основании одних, а др – совершенно иных признаков, причем все они
входят в одну и ту же гр); – псевдопонятие (младший школьник) объединяют
на основе существенных признаков, но словами определить понятие не
могут. 3. Стадия настоящих понятий (с подросткового возраста). Здесь
предполагается умение ребенка выделить, абстрагировать элементы и затем
интегрировать их в целостное понятие вне зависимости от предметов, к кот
они принадлежат – стадия потенциальных понятий; ребенок выделяет гр
предметов по одному cyщественному признаку – стадия истинных понятий.
|
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 2498
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|