Киберфак – бесплатно скачать презентации PowerPoint, лекции, рефераты, шпоры, курсовые cyberfac logo
cyberfac.ru
На главную | Регистрация | Вход
  Статьи  
Главная » Статьи » Психология » Психология и Педагогика

Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие ВПФ.

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию
В теории культурно-исторической концепции психического развития Выготский высказал идею о том, что психическое развитие человека - это процесс усвоения общечеловеческого (культурно-исторического) опыта, накопленного цивилизацией. Усвоение данного опыта происходит в процессах взаимодействия ребенка со взрослым и первоначально психические функции являются низшими, и являются интерпсихическим образованием, т.е. средством взаимодействия ребенка и взрослого. Постепенно в ходе интериоризации (превращение во внутреннее) происходит перевод этих внешних функций во внутренний план сознания. Эти функции приобретают произвольность, осознанность, становятся культурными или высшими психическими функциями и превращаются в интрапсихическое образование. К-и к помогла Выготскому Л С сформулировать ряд законов психического развития ребенка: 1. закон формирования ВПФ - всякая психическая функция первоначально была внешней постепенно в ходе интериоризации (вращивание во внутрь) она стала внутренней; 2.он выявил, что детское развитие носит неравномерный характер – каждая сторона психики ребенка имеет свой оптимальный период развития – сензитивный. В этот период ребенок бывает особенно чувствителен к обучению и развитию определенных функций.

Связь обучения и развития – обучение только тогда хорошо,-писал Л.С.Выготский,-когда оно идет впереди развития.  (ЗБР-это расстояние между уровнем актуального развития ребенка, определяемым самостоятельными достижениями ребенка и уровнем возможного раз-я, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Выготский: ЗБР определяет функции не созревшие еще, но находящегося в процессе созревания, кот можно назвать не плодами, а почками, цветами развития. усп. ЗАР – успехи на сегодняшний день, может делать без помощи взрослых).
Понятия ВПФ. ВПФ – это системное образование, формир-ся прижизненно, соц-но по происхождению, опосредованно (знаком) по структуре и произвольно (управляемые) по протеканию. Для себя: Системно – ВПФ образуют структуру сознания, она динамична в каждый период сензитивности: изначально должна сформироватся речь, с 2-4 лет – предметное восприятие, кот уже опред-ет раз-тие остальных ВПФ в дошкольном возрасте.  ВПФ одно из основных понятий современной психологии, введенное Выготским, далее развитое Лурием, Леонтьевым и Элькониным. Выготский выделял 2 типа и уровня психических явлений: натуральные или природные ПФ и культурные или высшие ПФ. Первые формируются под действием генетического фактора, а вторые на основе генетики под влиянием социальных воздействий. Ермолаева: Исходный пункт КИК составляет идею о соот-нии реальной и идеальной формы. В онтогенетич-м раз-тии чел-ка изначально сущ-ет идеал-ная форма, взаимод-я с реальной и 1-х шагов детс-го раз-я, влияющая на становление нач форм психики реб-ка. Идеал-я форма – как форма культурного повед-я есть продукт историч-го развития. В культуре содер-ся в готовом виде формы повед-я, способ-ти, кач-ва лич-ти, кот должны возникнуть в ходе его раз-тия. Вне  взаимод-я с культурой (идел ф) индивид никогда не разовьет в себе специф-кие человеческие качества.  Реал. форма (Р.ф)- натуральные природные св-ва чел-ка, представляющие органич-кую основу раз-я психич-ких св-в. Начальные (натуральные) психич-кие функции преобразуются в ходе раз-я в ВПФ. (произ. внимание и память, понятийное мышл-е, предметное восприятие, самосознание, воля). ВПФ – являются новообразованиями онтогенетического развития, но они уже содержатся в культуре в форме образцов мыслей, ценностей и норм соц отношений, способов деятельности. Принцип новизны идеи Выготского об идеал ф, закл-ся в том, что в его понимании соц среда, культура – это источник психич-го раз-я. Идеал ф , то что реб-к должен присвоить из культуры на каждом этапе раз-я; в процессе присвоения идеал ф превращается в ВПФ, кот на каждом этапе имеют свои новообразования. Для раскрытия идеал ф культуры реб-ком необх-м посредник – знак (значение слова, матем знаки, жесты, мифы, символы). Вся культура выступает как многообразие форм знакового посред-ва. Открыть культ-ные назначения знака реб-к может только с помощью взр-го. Поэтому общ-е со взр-ми в форме подражания  и сотруд-ва явл-ся важным усл-ем возникновения ВПФ. Постепенно в ходе интериоризации (превращение во внутреннее) происходит перевод этих внешних функций во внутренний план сознания. Эти функции приобретают произвольность, осознанность, становятся культурными или высшими психическими функциями и превращаются в интрапсихическое образование. Реб-к становится способным использ-ть сред-ва(орудия и знаки), освоенные в практике совметс-й деят-ти для управл-я собст-м повед-ем. Он овладевает своим повед-ем, его повед-е становится произвольным.

Дополнит вопрос: Кто иссл-л раз-тие ВПФ? Леонтьев – произ-ная память (паралеллограм раз-я), Запорожец – раз-е восприятия, Выготский. Сахаров – понятийное мышление, впервые исследовали образование понятий. Развитие понятия состоит в изменении его объема и содержания, в расширении и углублении сферы применения данного понятия. Образование понятий у индивида своими корнями уходит в глубокое детство. Выгот и Сахаров установили ряд стадий, через кот проходит образование понятий у детей. Методика «двойной стимуляции». 1. Стадия синкретического М (определение предметов в гр на случайной основе). Эта стадия распадается на три этапа: а) выбор и объединение предметов наугад; б) выбор на основе пространственного расположения предметов; в) приведение к одному значению всех, ранее объединенных предметов. 2. Стадия комплексного М (старший дошкольник). Формирование понятий-комплексов на основе некот объективных признаков. Комплексы имеют 4 вида: – ассоциативный (любая внешне замеченная связь берется как достаточное основание для отнесения предметов к одному классу); – коллекционный (дополняют и объединяют предметы на основе какого-либо признака); – ценной (переход в объединение от одного признака к др так, что одни предметы объединяются на основании одних, а др – совершенно иных признаков, причем все они входят в одну и ту же гр); – псевдопонятие (младший школьник) объединяют на основе существенных признаков, но словами определить понятие не могут. 3. Стадия настоящих понятий (с подросткового возраста). Здесь предполагается умение ребенка выделить, абстрагировать элементы и затем интегрировать их в целостное понятие вне зависимости от предметов, к кот они принадлежат – стадия потенциальных понятий; ребенок выделяет гр предметов по одному cyщественному признаку – стадия истинных понятий.
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
Просмотров: 2412 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Полезные материалы  

В нашем каталоге файлов можно найти много полезной информации. Также советуем заглянуть в каталог статей: в нем есть полезные статьи по темам: Экономика предприятия, Общая экономика, Финансы и Кредит, также Словарь терминов по экономике, Маркетинг, Бухучет и Мировая экономика
Также есть полезная страница Факультеты МИФИ, которая расскажет о том, какие есть в МИФИ факультеты.
Меню
 

Навигация
Психология и Педагогика [81]
 

Поиск
 

Онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

 


2007 - 2024 © Ni-Cd. All Rights Reserved