Место психологии в системе других наук. Задачи психологии.
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Психология - наука о закономерностях развития и
функционирования психики как особой формы жизнедеятельности (словарь
Зинченко). Наука – сфера человеческой деятельности, основная функция
которой – выработка знаний о мире, их систематизация и построение на
основе этого образа мира и способов взаимодействия с миром. При делении
наук по признаку предмета изучения выделяют: естественные (изучают
природу), гуманитарные (общ-во, культуру, историю), технические
(средства производства и орудия труда). По мнению многих ученых
психология занимает центральное место среди других наук, т.к. она
пытается (успешно) интегрировать (обобщать) самые разнообразные знания о
человеке и его эволюции. В частности Жан Пиаже отмечал: Психология
занимает ключевое место в системе наук, т.к. с одной стороны она зависит
от всех других наук и видит в психологической жизни результат
физико-химических, биологических, социальных, экономических и других
факторов, которые изучаются всеми науками, занимающимися объектами
внешнего мира. Но с другой стороны ни одна из этих наук не возможна без
обобщающихся знаний о человеке. Академик Борис Михайлович Кедров
предложил схему иллюстрирующую положение психологии в системе других
наук (треугольник Кедрова). Кратко охарактеризуем связь психологии с
естественными науками. Например: Психология тесно связана с генетикой,
которая предоставляет материал о механизмах наследования определенных
задатков предрасположенности к различным заболеваниям и т.д. И на стыке
психологии и генетики возникла психогенетика. Медицина Психология тесно
связана с высшей нервной деятельностью (ВНД) и для развития психологии
большую роль сыграли работы Берштейна, создавшего теорию физиологии
активности, и Петра Анохина создавшего теорию функциональных систем. На
стыке этих наук образовалась психофизиология, которая изучает
взаимосвязь психики с ее материальным субстратом - мозгом. На стыке
псих-и, физиологии и медицины возникла нейропсихология (Лурия), изучает
мозговые мех-мы ВПФ на основе локальных поражений ГМ. С биологическими:
теория Дарвина (эволюционная теория) – идея приспособления к меняющимся
усл-ям среды, это дает ключ к пониманию эволюции форм психич-кой жизни и
их адаптивной роли. Проблема развития психики в филогенезе обсуждается с
аппеляцией к Дарвину. Многие псих-ги основывали рассуждение об
онтогенетич-м раз-тии психики на биогенетическом законе, согласно, кот
онтогенез есть сокращенное повторение филогенеза (биогенет-кая концепция
С.Холла – принцип рекапитуляции- в психич-ком раз-тииреб- повторяет
этапы раз-тия общества). Этология (направление соврем биологии) осн
Лоренс – наука о повед-и живот-х, рассм-щая соот-ние врожденного
инстинктивного повед-я и влияния среды, распространяет свои принципы и
на чел-ка в поисках биолог-х истоков его соц повед-я, агрессивность,
связь с зоопсихологией. Физика – представление об атомарном строение
мира привели к переносу принципа – об атомарном строении души. Пришли
такие понятия: энергия, поле. Химия – теории: химич-кие, физиолог-кие и
психол-кие (меха-мы памяти); сущ-ет психофармокология –
научно-практическая дисцип-на, кот изучает закон-ти воздействия на
психику лекарст-ных препаратов. Психология тесно связана с общественными
науками (гуманитарными). Например: Психология связана с философией, в
частности проблема психического разрабатывалась исходя из таких
философских вопросов как отношение материального и идеального,
биологического и социального, субъективного и объективного. Ряд
психологических школ базируется на тех или иных философских системах.
Например: отечественная психология базировалась на основе Марксизма –
Адлер, Райх, Фромм. Гуманистическая психология строилась на принципе
экзистенциализма (теория существования). Работы В. Франкла
(логотерапия). В ряде случаев психол-кие теории перерастали в
философ-кие направ-я или претендовали на это, либо оказ-ли влияние на
возникновение и раз-тие филосф теорий: психоанализ, как философ течение;
работы Рубиштейна: бытие и сознание, чел-к и мир- явл-ся также
филоф-ми. История – интерес к особ-тям душевного облика чел-ка в разл
истор-кие эпохи и в разл культурах (особ-ти лич-ти, мировоспрятие,
мышление, формир-ние эталонов повед-я). Социология-через изучение
закон-тей взаимодействия лич-ти и ее соц окружения, внутри групповых и
межгрупповых отнош-ний. Одна из ведущих отраслей псих-гии – соц пси-я.
Этнопсихология – изучает особ-ти психики людей разл-х народов и культур,
разраб-я проблемы нац хар-ра, самосознания, нац особ-тей
мировосприятия. Языковедение – проблема формир-я речи на основе усвоения
языковых структур, анализ языка в связи с мышлением, возникла
психолингвистика. Педагогика – связь с псих-ей: нельзя эфф-но работать с
реб-ком и взрослым не представляя тех закон-тей, по кот разв-ся его
психика, тех принципов, по кот должно строиться общение, не владея
методами его организации, не умея усмотреть индив-ные особ-ти лич-ти.
Психология тесно связана с техническими науками, в частности разработка
социо-технических систем (космический корабль), предполагает учет
психических и психофизических возможностей человека (авиатренажеры).
Математические науки предоставляют психологии статистические методы
обработки результатов психодиагностический исследований. Таким образом,
психология с одной стороны аккумулирует теоретические и эмпирические
(практические) знания других наук и одновременно предоставляет этим
наукам необходимые сведения, связанные с психологическими особенностями
человека. Задачи психологии: познание психич-кой реальности как таковой
и на основании этого знания выработка средств практич-кой помощи людям в
разнообразных областях – в организации опимальных усл-ях труда,
воспитании, облегчении личных переживаний, лечении нервозов. Для себя:
1. изучение закономерностей психических процессов и состояний; 2.
разработка критериев оценки уровней развития психических процессов; 3.
изучение взаимосвязи особенностей психического отражения и форм
поведения;4. изучение закономерностей механизмов функционирования
психики. Лурия ставил задачи: изучение психол-х фактов и закон-тей,
установл-е мех-мов псих-кой деят-ти, описание изменения, кот происходят в
этой деят-ти.
|
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 4546
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|