Методологические принципы психологии
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Методология – это система принципов организации
теоретической и практической деят-ти, система правил и нормативов
познания и способов построения теории. 1) Общенаучный метод – это
система принципов, нормативов общих для всех областей знания. 2)
Конкретнонаучный метод – применение общенаучной методики для специальной
конкретной науки. К методологическим принципам психологии относятся:
принцип активности; принцип единства сознания и деятельности; принцип
детерминизма;принцип развития;принцип историзма. Принцип активности.
Леонтьев, Бернштейн. Этот принцип выражается в понимании психического
отражения как активного процесса. В частности речь идет о том, что
психическое отражение непосредственно зависит от целей, установок,
потребностей, эмоций, прошлого опыта человека, которые и определяют
избирательность этого отражения. Кроме того, одной из важнейших
особенностей проявления активности психического отражения является
возможность предвосхищения будущих событий, возможных результатов
действий, построение гипотез и т.д. Некоторые психологические теории
строятся на противоположном принципе реактивности, согласно которому,
человек представляет собой особого рода "машину", которая пассивно
откликается на воздействия внешней среды. Такой подход используется в
бихевиоризме, в ассоциативной психологии и некоторых течениях
когнитивной психологии. Принцип единства сознания и деятельности.
Рубенштейном, Леонтьевым, Ананьевым. Рубенштейн впервые выдвинул
положение о единстве сознания деятельности и поведения. Деятельность и
сознание не два разных аспекта, они образуют ораническое целое. В этом
принципе утверждалось, что не может быть деятельности без сознания и
сознанич без деяьельности. Через деятельность стало можно изучать
сознание. Введение этого принципа ставило вопрос о ст-ре деятельности.
По определению Рубенштейна сама деятельность является единством внешнего
и внутреннего. Сознание и психика оказываются внутренней
характеристикой деятельности. А свойства деятельности протекать в форме
из вне наблюдаемого поведения может рааматриваться как характеристика
самой психики. Этот принцип позволяет ученым деятельность выяснять т е
внутренние механические механизмы, которые делают достижение целей
деятельности. Принцип единства сознания и деятельности - это единство
выражается в том, что сознание и все психические свойства человека не
только проявляются в его деятельности, но и формируются в ней. Как
отмечал Рубинштейн, психические свойства личности, ее способности и
характерологические черты являются и предпосылкой и одновременно
результатом поведения личности. С одной стороны ведущая деятельность
является основным условием психического развития ребенка. Кроме того,
существует проблема профессиональной деформации личности, когда
выполнение профессиональной деятельности длительное время приводит к
изменению определенных личностных черт. С другой стороны, сознание
"отвечает" за постановку цели деятельности и поведения, т.е.
обеспечивает целенаправленность поведения и деятельности. Этот принцип
разрабатывался Рубинштейном. Принцип детерминизма
разрабатывался и обосновывался Рубинштейном. Детерминизм - в переводе -
обусловленность. Внешние причины действуют через внутренние условия или
"внешнее преломляется через внутреннее", т.е. психика зависит от
реальных жизненных условий и взаимоотношений человека, и тем самым, по
мнению Рубинштейна, "это размыкает замкнутость внутреннего мира психики и
выводит ее изучение в контекст конкретных материальных условий, в
которых протекает жизнедеятельность людей". Принцип детерминизма
означает что психики определяется образом жизни и изменяется с
изменением образа жизни. Развитие психики животных определяется
естественным отбором, а развитие сознания законом общественного
развития. Принцип детерминизма связан с вопросом о природе психических
явлений их сущности. Этот подход вытемнил интроспективную методологию и
соотвествующую ей оргнанизацию психологического исследования. Вместо
самонаблюдения пришел объективный метод. Выготский создал
культурно-историческую концепцию. В это теории была сформулирована мысль
о том, чтобы природные механизмы псих.процессов преобразуются в ходе
онтогенетического развития человека под влиянием общественно
исторических факторов в рез-те усвоения человеком продуктов человеческой
культуры и в ходе его общения с другими людьми. Второй этап реализации
детерминизма связан с идеей о том, что во взаимоотношениях с окружающей
средой, внешнему миру противостоит восприятие не просто человека
наделенного сознанием, а человека деятельного активного и преобразующего
объективную действительность. Значение деятельности в формировании
психических процессов подчеркивали Рубенштейн и Леонтьев. Принцип
детерменизма в теории и практики психологии реализовывался путем решения
вопроса о соотношении обучения и развития. Важным стал вопрос о
движущих силах психического развития и от решения этого вопроса зависело
то или иное понимание детерминизма в теории развития. Принцип развития
разрабатывался Леонтьевым. Согласно этому принципу психика выступает
как специфический компонент в эволюции организмов. При этом развитие
понимается не только как рост, но и как изменение. Как процесс, при
которых количественные усложнения изменения переходят в качественные и
приводят к скачкообразно-проявляющимся психическим новообразованиям.
Содержание психического развития - это борьба между старыми отживающими
формами психики и проявляющимися новыми формами. Таким образом, суть
принципа развития заключается в том, что самим способом существования
психики является ее развитие. Это развитие происходит и на
онтогенетическом и на филогенетическом и на социогенетическом уровнях.
Принцип развития – идея развития в психологии под влиянием теории
Дарвина и легла в основу формирования детской а затем возрастной
психологии. С.Рубенштейн включил в понятие развития в систему понятий
общей психологии и возвел его в статус важнейшего методологического
принципа психологической науки. Рубенштейн рассматривал весь дизненый
путь человека и показал зависимость развития всех сторон его сознания и
личности от особенности генеральной жизни индивида. Выготский
–формирующий эксперимент (ЗБР). Принцип историзма.
Согласно этому принципу, разработанному Выготским, Леонтьевым и
Асмоловым, психическое развитие и в частности развитие человеческого
сознания происходит в процессе общественно-исторического становления и
определяются общественно-историческими формациями и
конкретно-историческими особенностями социализации в разных культурах.
Таким образом, общественное бытие людей определяет их сознание, а образ
жизни и стиль жизни определяет образ их мыслей и чувств, и в свою
очередь так же определяется ими. Принцип системности.
Разрабатывался Ломовым. Система – совокупность элементов, которые
находятся в связи друг с другом и образуют целостное единство. Человек
включается в разнообразные связи и вступает в различные отношения с
окружающими его предметами, он обладает множеством психических свойств,
но живет и действует как единое целое. Выготский (ВПФ как психол-кая
система), Лурия, Бернштейн.
|
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 8268
| Рейтинг: 4.0/4 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|