Мотивационная сфера личности.
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Мотивационная сфера – это совокупность Мотивов. Мотив – побуждение к действию связанное с удовлетворением Потребности. Потребность
– это состояние нужды человека в определенных условиях жизни и
деятельности и в материальных объектах (биологические, социальные,
познавательные). Основная хар-ка потребности – ее предметное содержание.
Побуждающим к деятельности фактором является цель.В Заруб. псих м с
занимался Маслоу(треугольник), в Отечественной психологии Леонтьев. Личность
– индивид, занимающий опред-ное положение в общ-ве, выпол-щий опред-ную
общ-но – полезную деят-ть и отличающийся присущими только ему индив-ми
и соц-но-психол-ми особ-ми. В отеч психол. существуют различные подходы
к исследованию лич-ти. Однако, не смотря на это осн идея подхода
закл-ся в понимании личн-го раз-я, как разв-я мотив-ной сферы лич-ти и
раз-я ее направленности. направленность – совокуп-ть устойчивых мотивов,
ориентирующих деят-ть лич-ти и относительно независимых от наличной
ситуации. Н – динамическая тенденция (Рубинштейн), смыслообразующий
мотив (Леонтьев), доминирующее отношение (Мясищев). В поведении чел есть
две ф-ционально взаимосвязанные стороны: регуляционная (Н лич-ти
обеспечивает регуляцию поведения психич процессы: познавательные, эмоц,
волевые), побудительная (обеспечивет активизацию и направленность
поведения, связаны с мотивами и мотивацией). Мотив –
это побуждение к деят-ти, связанное с удовлетворением потреб-тей
субъекта. Мотивация более обширное понятие, чем мотив. Мотивационную
сферу чел, с т.зр. ее развитости, можно оценивать: широта (кач-ное
разнообразие мотивационных факторов, чем больше мотивов, потреб-тей,
целей, тем более развита мотивационная сфера); гибкость (когда для
удовлетворения мотива более высокого уровня используется больше
разнообразных мотивов более низкого порядка); и иерархизированность
(различие мотивов по силе и частоте актуализации, чем больше различий,
тем больше иерархизированность). По Рубинштейну мотивационная сфера
личности состоит из: - динамические тенденции (впервые рассматривал
Фрейд. Под ними он понимал влечения. Затем К.Левин – понимал напряжение)
- установки - направленность (системообразующее св-во личности,
определяющее ее психологический склад). Осн.научная работа – теория
деят-ного происхождения мотивационной сферы чел-ка А.Н.Леонтьева. М с
имеет свои источники в практич-кой деят-ти, между структурой деят-ти и
строением М с сущ-ют отнош-я взаимного соответствия, а в основе
динамич-ких изменений лежит подчиняющееся объективным законам разв-тие
системы деят-ти. Таким образом, эта концепция объясняет происхождение и
динамику Мотивационной сферы человека. В соответствие с законами раз-я
деят-тей можно вывести законы описывающие изменения в Мотивационной
сфере человека, преобретение им новых Потребностей, мотивов и целей.
Леонтьев описал один мех-зм образ-ния мотивов - сдвиг Мотива на цель
(механизм превращения цели в Мотив). Суть в том, что цель, ранее
побуждаемая к ее осуществлению каким-то Мотивом, со временем
приобретает самостоят побудительную силу, становясь Мотивом. Леонтьев:
рождение Личности: 1. дошкольный возраст – начало формир-я иерархии
мотивов (подчинение соц нормам); 2. подростковый возраст – выражается в
самопознании, осознании своих мотивов и параметров Личности: 1 богатсво
связей индивида с миром; 2. степень иерар-ти деят-ти, их мотивов; 3.
общий тип строения Личности. Отеч. психологи отмечали необходимость
рассматривать Личность, выходя за пределы статусно–ролевых ограничений
(Личность не должна ограничиваться ролью и статусом). Божович: выделяет 2
критерия сформированной Личности: 1. человека можно считать Личностью,
если в его мотивах есть иерархия, т.е. если он способен преодолевать
собственные непосредственные побуждения ради чего-либо другого, т.е. он
способен к опосредованному поведению. Мотивы, которые преодолеваются
непосредственным побуждением, социально значимы, они социальны по
происхождению и смыслам, т.е. заданы в обществе и воспитаны в человеке;
2. Способность к сознательному руководлству сознательным поведением –
оно осущ-ся на основе мотивов-целей (сознатель-ное соподчинению мотивов:
самопознания, самосознания). В Отечественной писхологии развитие
Мотивационной сферы рассм-ся в единстве с общим раз-тием психики чел-ка,
особенно его познавательная сфера. Закономерности раз-тия Мотивационной сферы.
1-й год жизни – первые интересы, как только он начинает ориент-ться в
окр мире по мере раз-я двиг-ной деят-ти у него проявл-ся интерес к
самост-му выполнению действий, кот но постепенно овладевает. С раз-тием
речи – расширяются познават-ные интересы (постоянные почему), дошкольн
возраст- интерес к игре, она явл-ся ВД реб-ка; школьн воз-т- интерес к
учебе; подрост вз-т – интересы соц-но-полит-го плана, он начинает
проявл-ть интерес к своему будущему, к тому какое положение он займет в
буд-м; юнош вз-т – стрем-ся к более глубоким знаниям в интерес-щей его
обл-ти. Прослеживается опред-ная закон-ть: мотивы и интересы не
возникают из не откуда или из ничего, они опред-ся той деят-тью в кот
реб-к вовлечен, а также теми обяз-ми кот на него возложены в школе и
дома. В процессе взросления многие ведущие мотивы повед-я станов-ся
настолько хар-ными для чел-ка, что превращ-ся в черты его лич-ти:
мотивация достижения или Моти-ция избегания неудач. Мотив власти,
альтруизм. Доминирующие мотивы становятся одной из осн-х хар-к лич-ти,
отражающейся на особен-тях др лич-ных черт. ( у людей ориен-ных на
избегание неудач – нереалич-кие завышенные или заниженные самооценки).
Полную интеграцию (объединение в целое) и координацию мотивационной
сферы личности можно представить как процесс поиска смысла жизни.
|
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 5615
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|